| ![]() О передаче сведений с помощью программы «МОБИБЛ» Библиотечное дело считалось и считается одним из приоритетов общественного развития. Время читать не пройдёт никогда! Но общемировая проблема — снижение интереса к книгам, к сожалению, существует. И профессионалы активно ищут эффективные способы её разрешения, которые зависят от множества факторов, в том числе и от всей информационной среды. В современном мире появились новые формы получения информации. Прогресс определяется скоростью и качеством данных, степенью их освоенности. Идёт бурное формирование информационного общества. Но какое место займёт в нём библиотека? Производством и распространением информационных услуг сегодня заняты многочисленны учреждения, организации, коммерческие фирме и сервисные службы. Профессиональное сообщество, в том числе и Библиотечно-информационный центр № 3 имени П.И. Бартенева, постоянно ищет новые формы и методы привлечения читателей, продвижения книги и чтения. Результат этой планомерной работы — востребованность информационно-сервисных услуг. Но, с другой стороны, библиотеки относятся к группе учреждений с уже сложившимися, доста¬точно консервативными традициями. Предоставляемые ими услуги относительно стабильны, а но¬вые виды информационного сервиса осваиваются медленно. По мнению американца Алека Галлимфра, «биб¬лиотеки пребывают в состоянии ожидания и на¬блюдения за развитием современного общества, продолжая при этом оказывать традиционные ус¬луги, разбавленные в соответствии с модой каким-то количеством услуг на базе информацион¬ных технологий». В то же время коммерческие информационные учреждения чутки к меняющемуся спросу на ин¬формацию, мобильны в выборе ассортимента имеют хорошее техническое обеспечение, ис¬пользуют современные технологии. В нарастающей конкурентной борьбе за читательскую аудиторию, в которой участвуют средства массовой информа¬ции, компании Интернет-провайдеров, операторы сотовой связи, главное преимущество библиотеки — наличие ресурсной базы печатных документов, достоверных данных, профессионализм сотрудников в плане знания источников информации им форм её предоставления. Чтобы соответствовать возрастающим потребностям пользователей выдерживать конкуренцию со стороны других учреждений, современное книгохранилище должно решать информационные задачи, применять методы и технологии. Вышеизложенное побудило к поиску новых форм взаимодействия библиотеки с новейшими коммуникационными технологиями, внедрения инновационных опережающих методов информирования удалённых пользователей. Возникла интересная идея, ставшая основой разработанного проекта «МоБибл» (Мобильная Библиотека): предоставление информационно-сервисных услуг удалённым пользователям, владельцам мобильных телефонов посредством передачи коротких текстовых сообщений SMS (Short Message Service), системы голосовых сообщений (Voice mail), с учётом функций и задач муниципальной библиотеки. Проект предлагает нетрадиционный метод распростнения информации — через операто¬ров мобильной связи, телематические службы, компанию «Телеком», опережающее информирование удалённых пользователей, владельцев сотовых телефонов. Целевой аудиторией проекта являются читатели, удалённые и потенциальные пользователи, независимо от их социального статуса и сфе¬ры занятости. Приоритетные группы: образованный читатель, юношество. Востребованность проекта целевой аудитории обеспечивается: Обоснованием значимости идеи, изложенной в проекте «МоБибл», служит, на мой взгляд, следующее: Таким образом, социальный проект «МоБибл», предлагающий новый вид услуг, внедрение в прак¬тику библиотечной работы инновационных форм распространения информации, сотрудничество с конкурентами — операторами мобильной связи, активное позиционирование библиотеки в совре¬менном информационном пространстве, послужит решению ряда проблем, стоящих перед профессио¬нальным сообществом на данном этапе. Идея, по-моему, интересная и новая. Несмотря на то, что сейчас в печати появилось много негатив¬ных публикаций про SMS-сервис. В случае успеха, после апробирования технологии SMS-библиотечного информирования и уведомления, проект мо¬жет впоследствии повсеместно внедряться в рабо¬ту. Потому изложу суть проекта. Может быть, кто-то заинтересуется и претворит в жизнь. Итак, долгосрочная цель — продвижение книги и чтения. Краткосрочная — оказание библиотеч¬ных информационно-сервисных услуг. Цели проекта: Задачи: Очевидно, что цели и задачи проекта соответству¬ют приоритетам профессиональной деятельности: В информационной библиотечной работе су¬ществует и активно используется множество форм и методов. Но останавливаться на месте в этом изменяющемся мире невозможно. Техно¬генная революция в сфере коммуникаций, рас¬ширение тиражирования и распространения ин-формации требует активного участия в этом про¬цессе, внедрения новых видов услуг. Современный человек хочет получать инфор¬мацию современным способом. Привычных источ¬ников информации может не оказаться под рукой, а мобильный телефон всегда рядом. Сообщения на сотовый можно передавать и принимать как в режиме ожидания, так и во время разговора. SMS доставляются абоненту, даже если его теле¬фон выключен, — сразу после включения. Система голосовых сообщений позволяет, в случае если у абонента активизирована услуга «переадресация вызовов», автоматически переводить входящие звонки на персональный автоответчик (голосовая почта). Значит, пользователь получит информацию в любом случае, без повторных звонков. У большинства сотовых операторов есть такие SMS-услуги, как «Хамелеон», — информация, ко¬торая находит пользователя сама, в течение всего дня на дисплее телефона появляются сообщения на разные темы: «Инфо», «Инфомания» — интерес¬ные сообщения о разном; «Тайм-аут» — всё о раз¬влечениях. Канал «Инфомания» подключён умолчанию (автоматически), остальные подключаются самостоятельно. «Хамелеон» подстраивалась под предпочтения пользователя и впоследствии чаще присылает сообщения на заинтересовавшую его тему. Существует и услуга «WAP-портал» сайт, который можно просмотреть с мобильного телефона. Здесь не нужны ни модем, ни компьютер, просто подключается платная услуга GPRS-WAP и настраивается телефон. На портале действуют различные каналы: «Кино», «Спорт», «День за днём» с разделами — «Интересно», «Полелезно», «Новинки», «Учёба» и другие. Проект «МоБибл» предлагает следующие методы внедрения библиотечного SMS-сервиса; А теперь об услугах «МоБибл» подробнее. УСЛУГИ «МОБИБЛ» Услуга «SMS-бронирование» Цель: ■ Дистанционный заказ нужной литературы. Реализация ■ Пользователь, желающий заказать литературу, отправляет SMS-запрос. На запрос ему приходит ответное SMS-сообщение от библиотекаря. Результат: ■ Предоставляется удобный доступ для удалённого пользователя способ заказа литературы, выяснения её наличия в библиотеке. Услуга «БИ2» — Библиотечная Индивидуальная Информация Цель: ■ Индивидуальное информирование пользователей по приоритетным для них темам. Реализация: ■ Отправление сотрудником библиотеки SMS-сообщений по мере поступления литературы по теме. Результат: Оперативность. Своевременность. Доступность. Услуга «Инфобибл» Цель: Оповещение пользователей о задолженностях перед библиотекой, напоминания о своевременной сдаче взятых книг, уведомления о новых услугах, проводимых мероприятиях, акциях, приглашения в библиотеку и т. п. Реализация: Посредством автоматизированной рассылки сообщений через SMS-центр сотового оператора по базам: • реальные пользователи библиотеки; • бывшие пользователи, по каким-то причинам переставшие её посещать; • потенциальные пользователи, абоненты сотовых операторов. Рассылка SMS-сообщений сотрудниками библиотеки. Содержание рассылаемых сообщений: • приглашение посетить библиотеку; • SMS-информирование о плановых культурyно-просветительских мероприятиях, интересных встречах, заседаниях любительских объединений и клубов по интересам; • уведомление о факте задолженности перед библиотекой; • заблаговременное напоминание о сроке возврата книг. Результат: Уменьшение количества читателей - «задолжников». Возврат в библиотеку пользователей, прекративших её посещение по разным причинам, и привлечение новых. Повышение имиджа библиотеки у потребителей информационных услуг как современной, технологичной библиотеки. Три последние услуги будут оказываться и сотрудниками библиотеки после приобретения сотовых телефонов и наличия средств на пополнение счетов. В случае договорённости с оператором МТС предлагается добавить в их существующий сервис «Мои подписки» категорию «МоБибл». В рамках данного сервиса удалённому пользователю предоставляется возможность регулярно получать информацию по важным для него темам. Цель: Оперативное отправление SMS-сообщений удалённым пользователям с информацией о мероприятиях, акциях, новых поступлениях, своевременном возврате взятых книг, важных изменениях в работе библиотеки. Реализация: Использование библиотекой сервиса компаний «МобилМани Телеком» по организации массовых SMS-рассылок, системы автоматической отправки SMS-уведомлений, внедрение сервиса SMS-уведомлений в библиотечную систему через личный кабинет на сайте на основе интернет-технологий. Используются стабильные каналы с пропускной способностью (до 300 SMS/сек.). Все отправленные SMS-сообщения доставляются абонентам в течение 24 часов. Есть возможность запла¬нировать отправку сообщений по определённому графику. В качестве имени отправителя SMS-pacсылки можно использовать название библиотеки, название проводимой акции, номер телефона или номер входящих SMS (для обратной связи). Подключение и все необходимые настройки системы осуществляются бесплатно. Существует гибкая ценовая политика (пакеты SMS), что поз-волит оптимизировать расходы на проведение массовой рассылки SMS. Возможна организация любых SMS-акций, а также голосовых, интерак-тивных мобильных сервисов (входящие SMS). Результат: • Организация современного информацион¬ного библиотечного сервиса. • Информирование большого количества лю¬дей с помощью SMS-сообщений. • Оперативность информирования за счёт ав¬томатической рассылки SMS. • Реклама предоставляемых библиотекой услуг. • Повышение качества информационного об¬служивания. • Формирование мотивации к чтению и посеще¬нию библиотеки у потенциальных пользователей. • Расширение возможности избирательного информационного взаимодействия с реальными и потенциальными пользователями библиотеки. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПРОГРАММА РАБОТ Проект «МоБибл» не разовая акция, а долговре¬менная работа по решению важной социальной за¬дачи актуализации интереса к чтению, стимулиро¬вания читательской активности, мотивации посе¬щения библиотек, усиления их информационной функции. Распространение информации с помо¬щью мобильной связи — новый технологический процесс для библиотеки. Он будет разрабатывать¬ся поэтапно, с нуля, при полном отсутствии анало¬гов и образцов. А потому стоит остановиться на ос¬новных этапах реализации проекта: Программа работ должна включать в себя сле¬дующее: Проблема чтения и, как её следствие, освоения населением информации — это не только проблема библиотек. Она должна решаться всем сообществом, потому что имеет большое значение для его успешного развития. Необходимо создавать такой общественный климат и такие условия, КОТОРЫЕ бы одновременно и давали необходимую и формацию, и побуждали бы людей читать. Успешная реализация проекта во многом зависит от согласия предполагаемых бизнес-партнёров в лице операторов мобильной связи («Билайн», МТС, «Мегафон», «Теле-2») и компании «Телеком» сотрудничать с библиотекой, заинтересованности их в расширении спектра оказываемых информационных услуг. «МОБИБЛ» - КРЕАТИВНАЯ ИДЕЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ПРЕТВОРИТЬ В ЖИЗНЬ! «МоБибл» открывает новые возможности для распространения информации. Теоретически разработка нацелена на достижение конечного результата — расширение информационного пространства, услуг, актуализацию интереса к книге и чтению, мотивацию посещения библиотеки. Эффективность проекта должна быть высокой, так как практически все пользователи мобильных телефонов читают каждое полученное SMS, поэтому отправленная информация не останется без внимания. ПЕРСПЕКТИВА «МоБибл» — пилотный проект. Его дальнейшее развитие возможно в случае востребованости потребителем предлагаемых проектом информационно-сервисных услуг, заинтересованности в нём предполагаемых деловых партнёров, финансирования. В перспективе библиотека может стать полноправным партнёром телематических служб и операторов мобильной связи. Данный проект позволит библиотеке занять специфическую нишу на рынке информационных услуг, обеспечивая пользователям удалённый ступ к актуальной информации. Ведь, как сказал известный учёный А.О. Шмидт: «Наш общий долг — сохранить культуру общения с книгой, потребность обращения к ней». Двуреченская Т.Н., руковолитель Библиотечно-информационного центра №3 имени П.И. Бартенева //Библиотека. – 2010. - № 8. – С. 18 – 22. |
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка" |