Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
библиотечного обслуживание детского населения города Липецка
«БИБЛИОТЕКА - ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
(2009-2011г.г.)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование Программы- программа развития творческих способностей читателей - детей и подростков на 2009-2011 год «Библиотека - центр творческого развития ребенка
Дата принятия решения о разработке и дата ее утверждения- приказ директора МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка от 1.12. 2008 года № 62
Заказчик- директор МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка
Основные разработчики ПрограммыЗаведующая Центральной городской детской библиотекой МУ «Централизованная библиотечная система»
Головной исполнитель- Центральная городская детская библиотека МУ «Централизованная библиотечная система» города Липецка
Цели- повышение востребованности библиотек детьми и подростками
- интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение
- формирование информационной культуры
- развитие творческих способностей читателей-детей и каждого отдельно ребёнка, пришедшего в библиотеку
- адаптация детей «особой заботы» (сирот, инвалидов, «трудных») к жизненным обстоятельствам
- формирование максимально благополучных условий для свободного самоопределения личности
- воспитание талантливого читателя

Задачи ПрограммыПрограмма предусматривает решение основных задач:
- укрепление материально-технической базы детских библиотек;
- формирование информационной, научно-методической основы деятельности учреждений, работающих с детьми, с семьёй;
- повышение эффективности творческо-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, с детьми и подростками, совершающими противозаконные действия;
- усиление роли детских библиотек в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе, в повышении культурного уровня семьи.
Сроки реализации Программы, подпрограмм, основных мероприятий- 2009-2011
Исполнители программ, основных мероприятий- руководители и специалисты детских городских библиотек и детских отделений
Объем и источники финансирования4 195 000 руб.
- бюджет города
- внебюджетные средства
- прочие источники
Система организации контроля за исполнением Программы- Текущий контроль за реализацией программы осуществляет Администрация МУ «ЦБС»
- Отчет о ходе выполнения Программы предоставляется директору МУ «Централизованная библиотечная система»
Пути реализации Программы- Функционирование любительских объединений по интересам
- Проведение конкурсов читательских симпатий по разным номинациям: «Литература», «Живопись и графика», «Резервы», др.
- Стимулирование и поддержка читательских отзывов детей
Содержание проблемыВ современных условиях серьезно обострились проблемы дезадаптации детей и подростков к жизни и окружающей обстановке. Ввиду слабой материальной базы медленно развивается сеть учреждений, работающих с детьми, и соответственно эффективность их недостаточна. В этих условиях детские библиотеки - центры творческого развития ребенка работают со всеми категориями детей (в том числе, с детьми-инвалидами, детьми-сиротами, с детьми и подростками- правонарушителями и детьми с девиантным поведением):
- предоставляют возможности для развития способностей, творческого роста ребенка в клубах, студиях, кружках и других любительских объединениях по интересам. Помогают научиться искусству общения, умению мыслить;
- воспитывают постоянную потребность в книге, чтении, информации;
- приобщают к мировой художественной культуре;
- воспитывают информационную культуру детей, активных пользователей информацией;
- формируют специализированные фонды многоотраслевой литературы, аудиовизуальных материалов, электронных образовательных программ и компьютерных игр, игр для интеллектуального развития, они функционируют как консультационные пункты для родителей по проблемам развития творческих способностей.
Программа призвана служить базой для основных направлений работы и модернизации детских библиотек Липецка с 2009-2011 г.г., библиотечной политики по отношению к детям.
Она должна стать частью соответствующей программы развития библиотечного обслуживания населения в целом.
Направления Программы1. Совершенствование оптимальной структуры «Библиотека-центр творческого развития ребёнка»
2. Библиотека - центр информации
3. Функционирование работы библиотеки как творческой лаборатории
4. Работа по развитию художественно-творческой деятельности детей через чтение и формирование информационной культуры
5. Функционирование в библиотеке консультационного пункта для родителей
Ожидаемые конечные результаты- обеспечение в Липецке расширения оптимальной сети детских учреждений для творческого развития детей и подростков
- оформление информационной, научно-методической основы деятельности учреждений, работающих с детьми, с семьёй
- укрепление их материально-технической базы
- повышение эффективности творческо-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, детьми-сиротами, с детьми и подростками, совершающими противоправные действия
- создание предпосылок для усиления роли библиотек в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе, в укреплении духовного оздоровлении и повышения культурного уровня семьи
- улучшение качества чтения и, как следствие, создание предпосылок к ликвидации функциональной неграмотности подрастающего поколения


Перечень мероприятий
по реализации целевой комплексной программы
«МОЙ МИР - МОЙ ДОМ»
(2009-2011 г.г.)


п.п.
Наименование мероприятийСроки реализацииПредполагаемая cумма (в тыс. руб.)ИсполнителиОжидаемый результат
2009
бюдж./внебюдж. ср-ва
2010
бюдж./внебюдж. ср-ва
2011
бюдж./внебюдж. ср-ва
I. Совершенствование оптимальной структуры «Библиотека - центр творческого развития ребёнка»
1.1.Социологическое исследование «Детская библиотека. Чтение. Компьютер»2009 I кв - 2011 IVкв.-/2 -/2МИО, все детские библиотеки1. Выявление интересов, увлечений, наклонностей детей.
2. Выделение зон для чтения, обучения, досуга.
3. Создание электронного архива «Творческий потенциал детей и подростков».
1.2.Внедрение новых моделей детских библиотек как центров свободного развития творческих способностей ребенка: экологическая, семейного чтения, краеведческая библиотека и др., организация отраслевых фондов, функционирование нетрадиционных структурных подразделений (залов информационных технологий, комфортного чтения, технического творчества, консультационных центров, залов делового чтения)2009-2011390-/30-/30Адм., МИО, ЦГДБ1. Создание электронного архива по темам:
- экология
- семейное чтение
- техническое творчество
- информкультура
- организация содержательного досуга детей
1.3.- Организация и функционирование литературно-музыкальных гостиных.2009-2011 Детские библиотеки1.Развитие интеллекта и творческой одаренности детей
1.4.- Оборудование библиотек современной мебелью, выделение мест отдыха. - Оснащение техническими средствами2009-201127/403130/16890/164Адм., все детские библиотекиСоздание комфортных условий для занятий в библиотеке
II. Библиотека - центр информации.
2.1.Комплектование фондов традиционными и нетрадиционными носителями информации (книгами, периодикой, аудиовизуальными материалами, мультимедиа продукцией, играми для интеллектуального развития).2009-2011900/80900/80900/80ОКиО, все детские библиотекиФормирование информационных ресурсов согласно профилю или ведущему направлению работы библиотеки.
2.2.Создание «видимой библиотеки» и «видимого» информационно-поискового аппарата (ИПА): обеспечение открытого доступа к фондам, размещение в фонде ссылок-отсылок к ИПА, др.2009-2011 Все детские библиотекиОбеспечение сокращения пути от запроса пользователя - к получению информации.
2.3.Формирование информкультуры детей и подростков2009-2011 Все детские библиотекиВоспитание грамотного пользователя
III. Библиотека - творческая лаборатория.
3.1.Информационный документ как вид игры:
- цикл мероприятий для детей-сирот, детей-инвалидов «Добрым жить на свете веселей», «Рождественские праздники»
2009-2011-/25-/25-/25ЦГДБ, все детские библиотеки, ДОПсихологическая поддержка детей-сирот, детей-инвалидов и социальная адаптация и самореализация среди «домашних» сверстников и физически здоровых детей
3.2.- «Все дети талантливы»: (Конкурсы, КВН, театрализованные представления по книгам «золотой» детской литературы)
- Городской конкурс читательских симпатий «Литературное лето»
-Акция «Читающий город детства»
2009-2011









2009
-/25-/25-/25ЦГДБ, все детские библиотеки, ДОСоздание электронного архива «Творческий потенциал детей и подростков»
3.3.- «Все дети - наши»: правовой ликбез «Юридическая библиотека для детей».
- Создание диска по правам ребёнка и распространение его во все библиотеки, работающие с детьми
2009-2011




2009
-/15-/15-/15ЦГДБ, все детские библиотеки


ДО ЦГДБ
Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков.
3.4.- «В здоровом теле - здоровый дух»: литературно-спортивные эстафеты, «Да здравствует спорт!», семейные праздники «Папа, мама, я - читающая семья»2009-2011-/25-/25-/25ЦГДБ, все детские библиотеки, ДООхрана здоровья детей и материнства
IV. Творческое чтение и художественно-творческая деятельность детей.
4.1.Работа любительских объединений по интересам (клубов, кружков, студий, школ): семейного общения, технического творчества, экологических, правовых, шахматных, компьютерных клубов, кукольного театра, театров книги, школ духовно-нравственного воспитания2009-2011/5/5/5ЦГДБ, все детские библиотеки, ДОПриобретение читательского опыта, развитие навыков творческого чтения
4.2.Проведение занятий по формированию информационной культуры2009-2011 ЦГДБ, все детские библиотеки, ДОПриобретение детьми навыков работы с современными информационными технологиями, культуры выбора информации, её восприятия и использования.
V. Библиотека как консультационный пункт в помощь семье.
5.1.Формирование электронного архива «Семья. Книга. Библиотека»2009-2011 ЦГДБСистематизация информации по проблемам семьи.
5.2.Взаимодействие с родителями. Организация лекториев «Родительский университет». Проведение родительских собраний «Как и что читают ваши дети?»2009-2011 ЦГДБ, детские библиотекиВыявление семейных увлечений и оказания помощи в самореализации личности в семье.
5.3.Взаимодействие с воспитателями детских домов. Подбор литературы, индивидуальное и коллективное информирование по проблеме.2009-2011-/3-/3-/3ЦГДБ, ДБ №15,16, 23, биб-ка №11Оказание помощи в обучении методам работы с детьми-сиротами
5.4.Организация консультаций специалистов в помощь работе с трудными подростками2009-2011-/2-/2-/2ЦГДБ, все детские библиотеки, ДООказание психологической поддержки в воспитании детей с девиантным поведением
VI. Методическое обеспечение.
6.1.Проведение социологических исследований для организации эффективной работы по Программе2009-IVкв. 2010-IVкв.-/12 -/12МИО, ЦГДБ Методическое обеспечение Программы
6.2.Разработка пособий по методике реализации Программы2009-2011-/10-/10-/10МИО, ЦГДБМетодические рекомендации
6.3.Организация на базе новых моделей детских библиотек Мастер-классов, занятий Школ передового опыта2009-2010-/10-/10-/10ЦГДБ, МИООбучение инновационным методам работы на этих базах
6.4.Участие в творческих лабораториях детских библиотек России2009-2011304050Специалисты, работающие с детьмиПовышение квалификации, обмен опытом работы, налаживание профессиональных контактов
Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"