| КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА библиотечного обслуживание детского населения города Липецка «БИБЛИОТЕКА - ЦЕНТР ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» (2009-2011г.г.)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы | - программа развития творческих способностей читателей - детей и подростков на 2009-2011 год «Библиотека - центр творческого развития ребенка | Дата принятия решения о разработке и дата ее утверждения | - приказ директора МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка от 1.12. 2008 года № 62 | Заказчик | - директор МУ «Централизованная библиотечная система» г. Липецка | Основные разработчики Программы | Заведующая Центральной городской детской библиотекой МУ «Централизованная библиотечная система» | Головной исполнитель | - Центральная городская детская библиотека МУ «Централизованная библиотечная система» города Липецка | Цели | - повышение востребованности библиотек детьми и подростками - интеграция детей в социокультурную среду общества через чтение - формирование информационной культуры - развитие творческих способностей читателей-детей и каждого отдельно ребёнка, пришедшего в библиотеку - адаптация детей «особой заботы» (сирот, инвалидов, «трудных») к жизненным обстоятельствам - формирование максимально благополучных условий для свободного самоопределения личности - воспитание талантливого читателя | Задачи Программы | Программа предусматривает решение основных задач: - укрепление материально-технической базы детских библиотек; - формирование информационной, научно-методической основы деятельности учреждений, работающих с детьми, с семьёй; - повышение эффективности творческо-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, с детьми и подростками, совершающими противозаконные действия; - усиление роли детских библиотек в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе, в повышении культурного уровня семьи. | Сроки реализации Программы, подпрограмм, основных мероприятий | - 2009-2011 | Исполнители программ, основных мероприятий | - руководители и специалисты детских городских библиотек и детских отделений | Объем и источники финансирования | 4 195 000 руб. - бюджет города - внебюджетные средства - прочие источники | Система организации контроля за исполнением Программы | - Текущий контроль за реализацией программы осуществляет Администрация МУ «ЦБС» - Отчет о ходе выполнения Программы предоставляется директору МУ «Централизованная библиотечная система» | Пути реализации Программы | - Функционирование любительских объединений по интересам - Проведение конкурсов читательских симпатий по разным номинациям: «Литература», «Живопись и графика», «Резервы», др. - Стимулирование и поддержка читательских отзывов детей | Содержание проблемы | В современных условиях серьезно обострились проблемы дезадаптации детей и подростков к жизни и окружающей обстановке. Ввиду слабой материальной базы медленно развивается сеть учреждений, работающих с детьми, и соответственно эффективность их недостаточна. В этих условиях детские библиотеки - центры творческого развития ребенка работают со всеми категориями детей (в том числе, с детьми-инвалидами, детьми-сиротами, с детьми и подростками- правонарушителями и детьми с девиантным поведением): - предоставляют возможности для развития способностей, творческого роста ребенка в клубах, студиях, кружках и других любительских объединениях по интересам. Помогают научиться искусству общения, умению мыслить; - воспитывают постоянную потребность в книге, чтении, информации; - приобщают к мировой художественной культуре; - воспитывают информационную культуру детей, активных пользователей информацией; - формируют специализированные фонды многоотраслевой литературы, аудиовизуальных материалов, электронных образовательных программ и компьютерных игр, игр для интеллектуального развития, они функционируют как консультационные пункты для родителей по проблемам развития творческих способностей. Программа призвана служить базой для основных направлений работы и модернизации детских библиотек Липецка с 2009-2011 г.г., библиотечной политики по отношению к детям. Она должна стать частью соответствующей программы развития библиотечного обслуживания населения в целом. | Направления Программы | 1. Совершенствование оптимальной структуры «Библиотека-центр творческого развития ребёнка» 2. Библиотека - центр информации 3. Функционирование работы библиотеки как творческой лаборатории 4. Работа по развитию художественно-творческой деятельности детей через чтение и формирование информационной культуры 5. Функционирование в библиотеке консультационного пункта для родителей
| Ожидаемые конечные результаты | - обеспечение в Липецке расширения оптимальной сети детских учреждений для творческого развития детей и подростков - оформление информационной, научно-методической основы деятельности учреждений, работающих с детьми, с семьёй - укрепление их материально-технической базы - повышение эффективности творческо-реабилитационной работы с детьми-инвалидами, детьми-сиротами, с детьми и подростками, совершающими противоправные действия - создание предпосылок для усиления роли библиотек в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе, в укреплении духовного оздоровлении и повышения культурного уровня семьи - улучшение качества чтения и, как следствие, создание предпосылок к ликвидации функциональной неграмотности подрастающего поколения |
Перечень мероприятий по реализации целевой комплексной программы «МОЙ МИР - МОЙ ДОМ» (2009-2011 г.г.) № п.п. | Наименование мероприятий | Сроки реализации | Предполагаемая cумма (в тыс. руб.) | Исполнители | Ожидаемый результат | 2009 бюдж./внебюдж. ср-ва | 2010 бюдж./внебюдж. ср-ва | 2011 бюдж./внебюдж. ср-ва | I. Совершенствование оптимальной структуры «Библиотека - центр творческого развития ребёнка» | 1.1. | Социологическое исследование «Детская библиотека. Чтение. Компьютер» | 2009 I кв - 2011 IVкв. | -/2 | | -/2 | МИО, все детские библиотеки | 1. Выявление интересов, увлечений, наклонностей детей. 2. Выделение зон для чтения, обучения, досуга. 3. Создание электронного архива «Творческий потенциал детей и подростков». | 1.2. | Внедрение новых моделей детских библиотек как центров свободного развития творческих способностей ребенка: экологическая, семейного чтения, краеведческая библиотека и др., организация отраслевых фондов, функционирование нетрадиционных структурных подразделений (залов информационных технологий, комфортного чтения, технического творчества, консультационных центров, залов делового чтения) | 2009-2011 | 390 | -/30 | -/30 | Адм., МИО, ЦГДБ | 1. Создание электронного архива по темам: - экология - семейное чтение - техническое творчество - информкультура - организация содержательного досуга детей | 1.3. | - Организация и функционирование литературно-музыкальных гостиных. | 2009-2011 | | | | Детские библиотеки | 1.Развитие интеллекта и творческой одаренности детей | 1.4. | - Оборудование библиотек современной мебелью, выделение мест отдыха. - Оснащение техническими средствами | 2009-2011 | 27/403 | 130/168 | 90/164 | Адм., все детские библиотеки | Создание комфортных условий для занятий в библиотеке | II. Библиотека - центр информации. | 2.1. | Комплектование фондов традиционными и нетрадиционными носителями информации (книгами, периодикой, аудиовизуальными материалами, мультимедиа продукцией, играми для интеллектуального развития). | 2009-2011 | 900/80 | 900/80 | 900/80 | ОКиО, все детские библиотеки | Формирование информационных ресурсов согласно профилю или ведущему направлению работы библиотеки. | 2.2. | Создание «видимой библиотеки» и «видимого» информационно-поискового аппарата (ИПА): обеспечение открытого доступа к фондам, размещение в фонде ссылок-отсылок к ИПА, др. | 2009-2011 | | | | Все детские библиотеки | Обеспечение сокращения пути от запроса пользователя - к получению информации. | 2.3. | Формирование информкультуры детей и подростков | 2009-2011 | | | | Все детские библиотеки | Воспитание грамотного пользователя | III. Библиотека - творческая лаборатория. | 3.1. | Информационный документ как вид игры: - цикл мероприятий для детей-сирот, детей-инвалидов «Добрым жить на свете веселей», «Рождественские праздники» | 2009-2011 | -/25 | -/25 | -/25 | ЦГДБ, все детские библиотеки, ДО | Психологическая поддержка детей-сирот, детей-инвалидов и социальная адаптация и самореализация среди «домашних» сверстников и физически здоровых детей | 3.2. | - «Все дети талантливы»: (Конкурсы, КВН, театрализованные представления по книгам «золотой» детской литературы) - Городской конкурс читательских симпатий «Литературное лето» -Акция «Читающий город детства» | 2009-2011
2009 | -/25 | -/25 | -/25 | ЦГДБ, все детские библиотеки, ДО | Создание электронного архива «Творческий потенциал детей и подростков» | 3.3. | - «Все дети - наши»: правовой ликбез «Юридическая библиотека для детей». - Создание диска по правам ребёнка и распространение его во все библиотеки, работающие с детьми | 2009-2011
2009 | -/15 | -/15 | -/15 | ЦГДБ, все детские библиотеки
ДО ЦГДБ | Профилактика безнадзорности и правонарушений подростков. | 3.4. | - «В здоровом теле - здоровый дух»: литературно-спортивные эстафеты, «Да здравствует спорт!», семейные праздники «Папа, мама, я - читающая семья» | 2009-2011 | -/25 | -/25 | -/25 | ЦГДБ, все детские библиотеки, ДО | Охрана здоровья детей и материнства | IV. Творческое чтение и художественно-творческая деятельность детей. | 4.1. | Работа любительских объединений по интересам (клубов, кружков, студий, школ): семейного общения, технического творчества, экологических, правовых, шахматных, компьютерных клубов, кукольного театра, театров книги, школ духовно-нравственного воспитания | 2009-2011 | /5 | /5 | /5 | ЦГДБ, все детские библиотеки, ДО | Приобретение читательского опыта, развитие навыков творческого чтения | 4.2. | Проведение занятий по формированию информационной культуры | 2009-2011 | | | | ЦГДБ, все детские библиотеки, ДО | Приобретение детьми навыков работы с современными информационными технологиями, культуры выбора информации, её восприятия и использования. | V. Библиотека как консультационный пункт в помощь семье. | 5.1. | Формирование электронного архива «Семья. Книга. Библиотека» | 2009-2011 | | | | ЦГДБ | Систематизация информации по проблемам семьи. | 5.2. | Взаимодействие с родителями. Организация лекториев «Родительский университет». Проведение родительских собраний «Как и что читают ваши дети?» | 2009-2011 | | | | ЦГДБ, детские библиотеки | Выявление семейных увлечений и оказания помощи в самореализации личности в семье. | 5.3. | Взаимодействие с воспитателями детских домов. Подбор литературы, индивидуальное и коллективное информирование по проблеме. | 2009-2011 | -/3 | -/3 | -/3 | ЦГДБ, ДБ №15,16, 23, биб-ка №11 | Оказание помощи в обучении методам работы с детьми-сиротами | 5.4. | Организация консультаций специалистов в помощь работе с трудными подростками | 2009-2011 | -/2 | -/2 | -/2 | ЦГДБ, все детские библиотеки, ДО | Оказание психологической поддержки в воспитании детей с девиантным поведением | VI. Методическое обеспечение. | 6.1. | Проведение социологических исследований для организации эффективной работы по Программе | 2009-IVкв. 2010-IVкв. | -/12 | | -/12 | МИО, ЦГДБ | Методическое обеспечение Программы | 6.2. | Разработка пособий по методике реализации Программы | 2009-2011 | -/10 | -/10 | -/10 | МИО, ЦГДБ | Методические рекомендации | 6.3. | Организация на базе новых моделей детских библиотек Мастер-классов, занятий Школ передового опыта | 2009-2010 | -/10 | -/10 | -/10 | ЦГДБ, МИО | Обучение инновационным методам работы на этих базах | 6.4. | Участие в творческих лабораториях детских библиотек России | 2009-2011 | 30 | 40 | 50 | Специалисты, работающие с детьми | Повышение квалификации, обмен опытом работы, налаживание профессиональных контактов |
|