Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Пленительные строки: Италия литературная

2011 год объявлен годом итальянской культуры и итальянского языка в России и русской культуры и русского языка в Италии.


Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным сицилийской поэтической школой. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II Гогенштауфена в Палермо в начале XIII века. Вспомним имя придворного поэта Джакомо да Лентини (ок. 1210—ок. 1250), который считается изобретателем сонета, а также автора многочисленных канцон поэта Арриго Теста (1194—1247).


Мы предлагаем вам познакомиться с творчеством итальянских писателей и поэтов. Средневековые сонеты, посвященные прекрасным дамам, новеллы, современные романы о любви – это и есть литературное наследие Италии.


Такие великие писатели как Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо не нуждаются в особом представлении. Их произведения хорошо известны читателям.


Обложка

В конце XIII века Данте прославился как поэт, воспевающий в своих сонетах Беатриче.


Данте А. Малые произведения / А. Данте ; примеч. И. Н. Голенищев-Кутузов. – М. : Наука , 1967. – 651 с.


Девяти лет от роду (так рассказывает Данте в автобиографической повести «Новая Жизнь») он влюбился в девочку своих лет – Беатриче, и память об этой любви преобразила его душу и жизнь. А мы, читатели, в свою очередь познакомились с прекрасными сонетами, полными любви.


Чей дух пленен, чье сердце полно светом,
Всем тем, пред кем сонет предстанет мой,
Кто мне раскроет смысл его глухой,
Во имя Госпожи Любви, – привет им!


Уж треть часов, когда дано планетам
Сиять сильнее, путь свершая свой,
Когда Любовь предстала предо мной
Такой, что страшно вспомнить мне об этом…


В более поздний период творчества он создает главные свои произведения – философские и политические трактаты «Пир» (1307—1309), «О народной речи» (1304—1307), «Послания» (1304—1316). Вершиной творчества Данте явилась гениальная поэма «Божественная комедия» (1307—1321) в 3-х частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях – это поэтическая энциклопедия Средних веков.


Обложка

Франческо Петрарку из века в век чтят как родоначальника новой европейской поэзии, возвестившей наступление эпохи, названной Возрождением.


Петрарка Ф. Канцоньере ; Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру ; Книга писем о делах повседневных ; Старческие письма / Ф. Петрарка ; вступ.ст. и сост. О. Дорофеев. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 1999. – 736 с. – (Бессмертная библиотека).


В его творчестве умело сочетались сонеты, посвященные прекрасной Лауре, канцона о Родине, трактаты о медицине, полководческом искусстве, о проблемах воспитания. Он даже писал трактат о выборе жены.


6 апреля 1327 года, в Страстную пятницу, на утренней службе в авиньонской церкви Святой Клары 23-летний Петрарка впервые увидел даму по имени Лаура и влюбился в нее на всю жизнь. Безответно. Биографы не могут точно сказать, кем была эта женщина. Предполагают, что речь идет о некой Лауре де Новес, жене рыцаря Гуго де Сада. Но смело можно сказать, что мировая поэзия обязана этой даме рождением величайшего лирика.


Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе.
Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полет,
И лук, что эти стрелы в сердце шлет,
Искусного стрелка послушен воле.
Благословляю имя из имен
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои — её владенья.


Первая встреча, первый взгляд и безответная любовь на долгие годы, мечта поэта в вечности – вот кем была Лаура для Петрарки. Они встречались на улицах Авиньона, в церквях, на службах, и влюбленный Франческо, не смея отвести от своей музы глаз, смотрел на нее, пока та не уходила под руку с мужем. За все годы встреч они не обмолвились ни единым словом. Но всякий раз, заметив обращенный к нему нежный теплый взгляд Лауры, счастливый поэт возвращался домой и до утра писал посвященные ей сонеты. Знала ли Лаура о его чувствах? Могла ли она знать, что навечно связана с одним из самых великих поэтов мира? Что через века потомки будут называть ее имя как символ безраздельной любви мужчины к женщине?



Обложка

Джованни Боккаччо (1313–1375). Для его раннего творчества характерны произведения на сюжеты античной мифологии — поэмы «Филострато» и «Тезеида», роман «Филоколо», пастораль «Амето». На всех этих произведениях еще лежит печать средневековых традиций. Психологическая повесть «Фьямметта» (1343) открыла период творческой зрелости Боккаччо. За ней последовала трагическая пастораль «Фьезоланские нимфы» (1345—1346) и, наконец, книга новелл «Декамерон» (1349—1351). «Декамерон» был и остается самым популярным произведением Боккаччо, ярчайшим образцом литературы европейского Возрождения. «Декамерон» представляет панораму нравов итальянского общества середины XIV века. Во время чумы 1348 года десять молодых людей затворяются на загородной вилле, рассказывая друг другу различные истории.


Боккаччо Д. Декамерон / Д. Боккаччо ; пер. с ит. А. Н. Веселовского, П. И. Вейнберга. – М. : АСТ : НФ «Пушкинская библиотека», 2003. – 750 с.


Начинается книга, называемая Декамерон, прозванная Principe Galeotto, в которой содержится сто новелл, рассказанных в течение десяти дней семью дамами и тремя молодыми людьми.



Обложка

В 2011 году был выпущен специальный номер журнала «Иностранная литература», посвященный итальянской литературе. В журнале представлены проза и поэзия ХХ и ХХI вв., а также сонеты XVIII-XIX веков.


Италия : времена года : спец. номер / сост. Е. Солонович, А. Ямпольская // Иностранная литература. – 2011. – № 8. – С. 3–278.


Вряд ли сегодня отыщется в мире такой человек, который никогда не слышал «Времена года» Антонио Вивальди. Однако мало кому известно, что полноправной составляющей этого бессмертного шедевра мировой музыки являются и четыре сонета, принадлежащие перу самого маэстро.


Весна


Концерт ми мажор


Пришла весна, и птицы вдохновенно
Всерадостный сей воспевают случай;
Журчат ручьи, освободясь из плена,
Живимы ветры теплотой летучей;
С небес нисходят помраченных тучей
Громов и молний вещие колена,
И вновь – грозе утихшей перемена –
Слух нежат птахи волшебством созвучий.


А. Вивальди (Пер. М. Амелина)



Обложка

Современная литература Италии – это не только детективы и приключения, но и конечно романы о любви. Одним из самых красивых романов о любви является роман Алессандро Барикко «Шелк».


Барикко А. Шелк : роман / Алессандро Барикко. – СПб. : Азбука-классика, 2010. – 192 с.


Алессандро Барикко — один из ярчайших современных писателей, символ итальянской литературы, обладатель множества литературных премий: Кампьелло, Виареджо, «Палаццо аль Боско», Премия Медичи... Его книги издаются миллионными тиражами по всему миру и мгновенно становятся бестселлерами. Роман «Шелк» переведен на десятки языков. Это роман о любви, трогательной и невероятно красивой. История отношений молодого француза, его жены и гейши-европейки очаровывает читателя. Изящный эротизм, щемящая тоска и сладкая нежность, дальние путешествия, поиски настоящего счастья, которое мерцает вдалеке и манит за собой (а на самом деле оно совсем рядом, только герой не видит его в погоне за мечтой!) – все это есть в романе «Шелк», нежной и волнующей книге о любви…



Обложка

Джордано, П. Одиночество простых чисел : роман / П. Джордано ; пер. И. Г. Константиновой. – М. : РИПОЛ КЛАССИК, 2009. – 319 с.


Паоло Джордано родился в Турине в 1982 году. Профессиональный физик. В настоящее время работает над докторской диссертацией в области физики элементарных частиц и преподает в университете. «Одиночество простых чисел» – его первый роман, отмеченный самой престижной в Италии литературной премией PREMIOSTREGA. Его прочли более 1 миллиона итальянцев.


Французская актриса Одри Тоту в интервью канадскому журналу «Elle»: «Я поглощена бестселлером Паоло Джордано «Одиночество простых чисел. Это потрясающая история: она захватывает вас».


Эта книга – роман о любви двух одиноких людей, обитателей бездушного мегаполиса. Его одиночество никогда не станет её одиночеством. Её боль никогда не станет его болью. Их жизни – две параллельные прямые, которым никогда не суждено пересечься.


Маттиа думал, что они с Аличе – простые числа, одинокие и потерянные. Те числа, которые стоят рядом, но не настолько рядом, чтобы по-настоящему соприкоснуться. Но только ей он никогда не говорил об этом…


«Их связывает невидимая, но прочная нить, которая может существовать только между людьми, увидевшими друг в друге собственное одиночество».



Разные эпохи, разные судьбы, разные истории любви, художественный вымысел и реальные события. Все это переплетено в литературе Италии. Все эти книги достойны вашего прочтения.

Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"