Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Наше духовное завтра.
Учить поиску.

Книгу и чтение!

И важно не опоздать, а начать эту работу вовремя, формируя читателя, что называется, «с младых ногтей».


В работе с детьми мы стараемся как можно активнее использовать возможности и большой потенциал книги и чтения, как в воспитательных, так и в образовательных целях.


Исходим из того, что важнейшая задача современной детской библиотеки — учить юных пользователей самостоятельному поиску нужной информации, методам её обдумывания, самостоятельной переработки, а не автоматического использования готового продукта, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции извлечь лучшее, необходимое.


Решение этой непростой проблемы требует хорошо отлаженной справочно-библиографической и информационной работы.


К важным условиям её успеха мы относим наличие у нас общедоступной, достоверной, полной информации, отражённой в СБА, конкретность указания источников, профессиональную готовность и техническую возможность предоставления пользователям оперативной помощи в нахождении нужной информации. Всё это — серьёзные средства и орудие в конкурентной борьбе за читателя, пользователя библиотеки.



Компьютер не заменит специалиста.

Что конкретно делается для эффективного наращивания упомянутых поисковых средств и их использования в нашей библиотеке? Регулярно пополняется и совершенствуется справочно-библиографический аппарат. Очевидно, что наполняемость картотек зависит от количества получаемых периодических изданий. А в детской библиотеке их репертуар достаточно ограничен — всего 45 названий. В целях актуализации за про шедший год были введены новые рубрики в СКС и СКК: «Год семьи», «90 лет ВЛКСМ», «110 лет Михаилу Водопьянову» (легендарный лётчик — наш земляк, липчанин) и др. В конце года введены также разделы «Год молодёжи», «65 лет Великой Победы», «Олимпиада — 2014» и др. Отредактирован отдел «Литературоведение для 7 – 9-х классов». Проведена большая работа по внешнему и внутреннему оформлению каталогов и картотек.


Учитывая запросы руководителей детского чтения и юных читателей, создана и целенаправлен но пополняется картотека методических разработок, в которой широко представлена библиография сценариев по актуальным темам, в том числе связанных с учебными программами, а также подготовкой к различным праздникам.


Информационное и справочно-библиографическое обслуживание осуществляется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей пользователей, по ранее сформированным группам: дошкольники и учащиеся 1-х, 2-4-х, 5-6-х кл., 7-9-х классов; руководители детского чтения. Используются как индивидуальные, так и массовые формы работы. Стараемся качественно и оперативно удовлетворять все запросы пользователей.


В 2008 г. прослеживалась тенденция увеличения количества обращений учащихся к Интернету, электронным энциклопедиям. Причина в том, что в школах преподаватели требуют сдавать док лады и рефераты в печатном виде. В гимназии № 12 дети уже с 4 го класса готовят электронные презентации. И тем не менее книга остаётся необходимым источником информации для школьников. Это понимают и учителя, и учащиеся, пользующиеся услугами нашей библиотеки. Во многом это происходит и благодаря тому, что хороший справочный фонд наше го библиотечно-информационного центра позволяет читателям найти ответы едва ли не на все вопросы. А ведь компьютер с Интернетом нередко даёт сбой, и никакая умная «железка», конечно же, не заменит внимательного и находчивого библиографа.



Рекомендовать — значит помогать

Минувший Год семьи немало поспособствовал наработке новых форм сотрудничества библиотеки с семьей и школами. Хорошо зарекомендовала себя внедрённая у нас целевая программа «Библиотека. Семья. Школа».


Количество участвующих в ней пользователей составило около двух тысяч человек. Программа была снабжена специально подготовленным библиографическим инструментарием.


В частности, для её реализации нами были созданы рекомендательные списки литературы для семейного чтения:
• «Индейскими тропами» (приключенческая литература для всей семьи);
• «Круг семейного чтения: история в приключениях, приключения в истории» (приключенческая и историческая литература для всей семьи);
• «Азбука православия» — рекомендательный список духовно-нравственной тематики для семейного чтения (разработан совместно с библиотекой СОШ № 9);
• «Нельзя пред вечной красотой ни петь, ни плакать, ни мо литься» (рекомендательный список литературы об искусстве для семейного чтения, совместно с библиотекой СОШ № 9);
• «Мы и наши дети» (рекомендательный список книг для тех, кто хочет быть хорошими родителями).


Все эти списки в качестве библиографических пособий были переданы в библиотеки учебных общеобразовательных учреждений, с которыми мы работали в рамках программы: СОШ № 9, СОШ № 27, гимназия № 12, лицей №44.


И всё же нельзя не отметить, что в последние годы мы нередко отходим от традиции работы с рекомендательными списками литературы. Всё чаще стала использоваться такая форма работы, как индивидуальные рекомендательные беседы. Но тем не менее подготовленные библиотекой списки продолжают пользоваться спросом среди читателей. И сегодня мы продолжаем разрабатывать для них новые тематические библиографические списки.


Чтение — дело семейное, а посему сотрудники библиотеки, библиографы — частые гости на родительских собраниях в школах, где выступают с информационными обзорами о литературе в помощь семейному воспитанию. Не меньшее внимание уделяется и работе с учителями. Педагогические коллективы школ состоят у нас в числе абонентов коллективной информации. Библиотекари охотно откликаются на предложения школ и участвуют в их акциях, направленных на развитие чтения. В то же время учащиеся с удовольствием посещают комплексные библиотечные мероприятия. На протяжении Года семьи в них приняли участие 1013 школьников.



Доступно, интересно, полезно

Развитию справочно-библиографической и информационной работы способствует и наше участие в комплексной целевой про грамме развития библиотек МУ «ЦБС» г. Липецка «Библиотека — общедоступный муниципальный информационный центр», которая охватывает нашу работу по всем направлениям.


Работает клуб «Еntег», в котором школьники среднего возраста обучаются навыкам пользования компьютером, умению находить нужную информацию с помощью электронных носите лей. В клубе прошли:
• Тренинг «Windows» для всех»;
• Часы полезного совета «Поиск информации в электронном каталоге, СПС и других источниках», «Как создать реферат?»;
• Медиа-обзор «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие умные диски».


Библиотека участвует в создании электронной базы данных «Липецк и Липецкий край», которая делается общими усилиями всей ЦБС; наши тематические краеведческие блоки — «Пётр I и Липецкий край» и «Монастыри и храмы Липецкой области».


Наряду с электронными средствами важное место в информационно библиографическом обслуживании читателей продолжают занимать и традиционные библиографические обзоры. За последний год разработаны новые темы:
• «Сто и одна проблема семейного воспитания — в книгах»;
• «Классики в стране детства»;
• «Все книги его о природе (о нашем земляке писателе Михаиле Пришвине)»;
• «Литературное путешествие по земле Липецкой».


Продолжают пользоваться популярностью пользователей и регулярно проводятся для них циклы информационных обзоров:
«Самые интересные книги»;
«Мир фантастики»;
«Книги, помогающие жить»;
«Круг детского чтения»;
«Новые книги и публикации»;
«По страницам детских журналов».


Последняя тема — самая любимая детьми. О наиболее интересных журнальных публикациях мы рассказываем им в таких обзорах, как «Юным цветоводам», «Любителям животных», «Для вас, девочки», «Любителям природы» и др.


Решению задач подготовки детей к жизни в информационном обществе, их библиотечно-информационного развития способствуют библиотечные уроки. Вот темы некоторых из них, состоявшихся в минувшем году:
• «Знакомьтесь, библиотека!»;
• «Искать, чтобы находить»;
• «Библиография — это инте ресно»;
• «Окно в мир знаний»;
• «Богатство журнального царства»;
• «Всё обо всем (справочники, словари, энциклопедии)»;
• «За семью печатями» и др.


Успехом у младших школьников пользуются экскурсии по библиотеке. И мы никогда не отказываем нашим посетителям в этом удовольствии. Тем более, что помещение у нас большое, показать есть что. Темы экскурсий: «Дом, где живут книги», «Библиотека: читаем, учимся, играем», «Остров книголюбов». Экскурсии способствуют привлечению в библиотеку ранее не ходивших сюда детей.



Особая наша забота — подготовка Дней библиографии. Мудрёный для детей термин «библиография», конечно же, приходится популярно разъяснять, впрочем, смысл его они схватывают быстро: ведь школьники уже прекрасно знают такие на половину однокорневые слова, как «каллиграфия», «география». Обычно такой день проходит у нас как комплекс мероприятий, направленных на раскрытие определённой темы, освещение какого то одного важного на правления. Проводились, в частности, следующие тематические Дни библиографии:
• «Какого цвета радуга (книги по искусству)»;
• «Путешествие за тайной»;
• «Библиография для дела и досуга».


Эффективной формой озна комления читателей с новыми поступлениями были и остают ся Дни информации «Новые кни ги». Их периодичность — один раз в квартал. Наряду с этим проводятся и тематические Дни информации:
• «Мастерская доброты»;
• «Мама, папа, я — читающая семья»;
• «Бессмертный подвиг за щитников Отечества».


Обычно каждый из таких дней включает в себя целый комплекс мероприятий. К примеру, в программу последнего Дня информации вошли:
• выставка просмотр «Строки, опалённые войной»;
• игра викторина «Эти славные даты»;
• библиографический обзор «Дети — герои Великой Отечественной войны»;
• информационный обзор «На веки в памяти людской».


Библиография — сама по себе нескучное, интересное, живое дело. И всё же преподносить её детям необходимо, конечно же, в «удобоваримом» для их возраста виде. Детям нужна игра. И понятно, что библиотекари активно ищут и находят, используют игровые формы библиографической работы. Например, юным читателям предлагаются:
• библиографическая игра «Путешествие в Библиоград»;
• библиотечный урок «ПрикЛючения каталожной карточки»;
• игра викторина «По страницам произведений Пушкина» и др.



Запросы сформирует «Почемучка»

Осуществляемая у нас справочно-библиографическая и информационная работа — неотъемлемая часть ещё одной целевой программы — «Библиотека — центр творческого развития ребёнка», в которой наша библиотека участвует уже не первый год.


В её реализации мы исходим из того, что при всей возрастающей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает. Оно помогает вое питать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребёнка.


Детям свойственно желание постоянно узнавать что то но вое. Именно эту возрастную особенность мы

используем в работе клуба «Почемучка» (для любознательных детей, младших школьников), который собирается по воскресеньям уже много лет. В его деятельности используются различные формы библиотечной работы, но в основе каждой из них — справочно-информационные методы, методы рекомендательной библиографии. Вот лишь некоторые виды клубных мероприятий:
• час интересных сообщений «Удивительный мир космоса»;
• библиографическая игра «В мире слов»;
• час вопроса и ответа «Сне жинок хоровод» и др.


Используется в библиотеке и система избирательного ин формирования. В числе индивидуальных абонентов — 22 учащихся разных возрастов. Круг их интересов широк: это и краеведение, и книги о войне, и приключения, и литература о животных и многое другое.


Год семьи позади, однако, используя накопленный опыт, коллектив библиотеки продолжил решение проблем воспитания книжной культуры, возрождения традиций семейного чтения, приобщения к книге ранее не читающих детей и их родителей. Особенность нашей библиотеки — активное использование в решении этих проблем мета да общения, как творческого, так и личностного, индивидуального, активное использование методик рекомендательно библиографического и информационного обслуживания.



Светлана ПЛАСТУН,
заместитель руководителя библиотечно-информационного центра № 3 ЦБС, заведующая детской библиотекой


//Библиотека.- 2009.- №7 .- С. 36 - 38
Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"