Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Учим дружбой дорожить

Ежедневно печать, радио, телевидение рассказывают нам о физических преступлениях: кто, кого, когда убил или ограбил (как будто, а мире ничего хорошего не происходит). Но кто задумывается над числом нравственных преступлений, которые мы совершаем ежеминутно, иногда даже не подозревая об этом? Разложение нравственности заметно во всех возрастах. В суете мы забываем обо всем, нами руководит идея выгоды, а не идея добра, любви и мира. Мы словно потеряли нравственную почву. Она уходит у нас из-под ног. Падение интереса к чтению добрых, хороших книг только способствует этому. Но какое будущее у России с такой молодежью, с таким подрастающим поколением? Современный мир держится на старшем поколении, которое воспитано иначе. А на ком будет держаться будущий мир? Что положит в фундамент современное поколение? Крепким ли оно будет?


Все это глубоко волнует липецких детских библиотекарей. Кое-что заложить в души — научить правилам этикета, показать читателям, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена ценились всеми народами мира — мы можем. Мы должны убедить детей, что истинное призвание человека — сострадание ближним, жизнь по совести, радость творческого труда.


Воспитывать навыки нравственного поведения мы начинаем уже с дошкольного возраста. Используя стихи и сказки, мы раскрываем детям смысл отдельных правил поведения — ведь в них заложено уважение к другим людям. Мы стараемся помочь ребенку уяснить, почему воспитанный человек поступает так, а не иначе, чтобы он применял правила поведения осознано. Мы говорим с ними о добре и зле, о чуткости и равнодушии, о дружбе и товариществе, об уважении друг к другу.


Наиболее эффективными методами в работе с первоклассниками считаем громкие чтения, чтения в лицах, рассматривание иллюстраций. После чтения — небольшая беседа с вопросами к детям. В беседе о прочитанном мы обращаем внимание на нравственную сторону поступков героев произведений. Мы стараемся научить читателя сопереживать, понимать душевное состояние героя. Не лгать и не красть, заботиться о братьях наших меньших, не капризничать, быть милосердными учат детей небольшие рассказы М. Зощенко, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Осеевой, О. Уайльда, сказки В. Даля, стихи В. Маяковского, А. Плещеева, А. Барто и др.


Положительные результаты мы видим при проведении бесед-рассуждений о доброте и жестокости, о совести, зависти и скромности, уважительном отношении к старшим и высокомерии по книгам В. Сутеева, Г. Андерсена, П. Бажова, В. Одоевского, Б. Заходера, С. Алексеева, Р. Погодина.


9-10-летних читателей мы учим умению рассуждать не только по поводу прочитанных книг, но и статей из детских газет и журналов — «Детское чтение для сердца и разума», «Пионерская правда», «Золотой ключик», «Сыроежка»... — о дружбе и товариществе, совести, давать правильную оценку героям, быть сострадательными к чужому горю, не обижать животных и птиц. На выставках, которые мы организуем совместно с ребятами — «Если дружбой дорожить», «Первые уроки вежливости», «Ты живешь на свете не один» — мы используем книги В. Драгунского, В. Астафьева, С. Писахова, Б. Медведева, А. Гайдара, Ю. Яковлева, А. Платонова, М. Москвиной, О. Кургузова...


«Звездный час вежливости», утренник «Поговорим о воспитанности», сценки-викторины по русским народным сказкам, диалоги с героями разных книг о добре и зле, экзамены Феи Здрасте на вежливого человека — вот неполный перечень методов осмысления прочитанного.


На литературном празднике «Семена добра» библиотекари вместе с ребятами из интерната для слабовидящих путешествовали в волшебную страну Добрулю: изгоняли оттуда злую царицу Злобулю и ее слуг — Жадность, Зависть, Грубость, Дерзость, Сплетню; собирали копилку добрых слов; придумывали Злобуле и ее слугам новые имена — Доброжелательность, Щедрость, Нежность, Правдивость, Внимательность.


Хочется обратить внимание на сказки Р. Погодина «Книжка про Гришку» и «Лазоревый петух моего детства», которые мы используем для индивидуальных и групповых бесед, чтения вслух. В них автор, рассказывая о том, как важно быть великодушным, справедливым, верным в дружбе, любить Землю, на которой живешь, все время подталкивает ребят к совершению смелых и добрых поступков.


И, конечно же, нам очень нравится книга В. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей», вошедшая в список лучших детских книг мира. Рассказывая о детстве великих людей — Александра Македонского, Ньютона, Петра Великого, Моцарта, Эдиссона — и о том, кем они стали, когда выросли, о бессмертии поэзии М. Лермонтова, о вкладе Авиценны в медицину, о законах природы, открытых Ньютоном, она дает знания, полезные для развития детей, их эрудиции, но главное все-таки в другом. Каждый рассказ — это взросление души человека, одухотворенного высокой целью и всем сердцем преданного делу своей жизни. Здесь нет лодырей и бездельников, нет хлюпиков, раскисающих при неудачах. Все эти люди — сильные духом, удачливые и счастливые своим делом и тем уважением, которые им дарят окружающие. Правда, многие из них плохо учились в школе, зато все они упорно занимались самообразованием. Отличались серьезными интересами, трудолюбием и творческой жилкой, а также инициативой и предприимчивостью. Книга В. Воскобойникова стимулирует юных читателей к самопознанию и самоусовершенствованию.


В работе с младшими подростками мы стараемся использовать рассказы, так как незначительный объем сочетается в них с емкостью содержания. Анализируя образы положительных героев, библиотекари стараются помочь детям понять мораль рассказа, его эстетическую ценность, раскрыть им мысли и поступки героев, сложность характеров. Мы беседуем с детьми о нравственном содержании древних мифов, за что любил народ Илью Муромца и чтил своих героев в творчестве В, Васнецова, о картинах «Царевна Лебедь» и «Пан» М. Врубеля.


Не секрет, что подросткам свойственно прямолинейное суждение о человеке, неумение чувствовать внутреннее состояние другого, сопереживать ему. Не случайно, говоря о подростках, В. Сухомлинский отмечал: «Одной из самых тонких и трудных проблем воспитательной работы я считаю развитие эмоциональной чувствительности к мыслям и чувствам другого человека». Богатейшие возможности для этого дает чтение книг Дж. Р. Толкиена. При работе со сказками Толкиена мы используем разные формы: беседы, комментированное чтение, пересказ, инсценирование отдельных эпизодов и глав, обсуждение, КВН. В результате жарких споров ребята неизменно приходят к выводу: «Только благодаря настойчивости, мужеству, наблюдательности, смелости хоббит побеждает в борьбе против темных сил, происходящей в царстве, населенном гномами, гоблинами, эльфами, троллями. Человек становится человеком, только пройдя через горнило страданий и преодоления в себе низменных чувств, честолюбия, эгоизма, злобы. Сказка учит доброте, милосердию к более слабым и обиженным судьбой существам, распознавать зло, предостерегает от ошибок, предательства». Не редки в нашей библиотеке этические тренинги. Порой в них участвуют целыми классами. Путем ролевой игры происходит моделирование ситуаций взаимоотношений людей в семье, в гостях, у постели больного, при разговоре по телефону и т. д. Все ситуации составляются с учетом важности формирования уступчивости, такта, доброжелательного отношениях к людям, умения принять их позиции, точки зрения.


Старшеклассники чутко реагируют на недостаток добра в наше сложное время. Это делает актуальным обсуждение поступков в литературе и в жизни.


Книжные выставки, дискуссии, уроки нравственности, читательские конференции: «Способен ли ты на дружбу, как герои этих книг?», «Экология и нравственность», «Время выбрало нас», «Часть правды — это не правда» — позитивно влияют на формирование личностей наших читателей — они учатся общаться друг с другом, расширяют круг интересов. Книги А. Алексина, А. Лиханова, В. Крапивина, Б. Васильева, В. Быкова, В. Железникова, О. Генри, Д. Руби-ной, Л. Матвеевой помогают подросткам найти нравственные ори­ентиры, подлинные жизненные ценности.


В одной из телепередач М. Боярский сказал, что жизнь настолько изменилась, что для него стала чужой. И вообще, если вынуть совесть, то все получится в жизни. И еще, окружая себя прекрасным бытом, хорошей едой, многие не задумываются о душе. А это обман во вселенском масштабе. И мы с ним вполне согласны. К нам вернулась церковь с ее непреходящей моралью, с ее нравственными законами, с ее кодексом человеческой чести, с ее заповедями.


В связи с этим мы увидели для себя еще одну задачу — через книгу открыть путь к духовно-нравственному возрождению. Этой задаче в полной мере отвечает школа духовно-нравственного воспитания «Преображение», опыт которой обобщен в специальном выпуске областной детской газеты «Золотой ключик» — органе департамента образования и науки администрации Липецкой области и института развития образования — «Полезные советы взрослым друзьям газеты», изданным пятитысячным тиражом. В 2006 г. проект развития Школы «Семена добра» стал лауреатом Общероссийского конкурса «Наш город» в номинации «Город детства». По словам руководителя школы, автора и руководителя проекта, главного библиотекаря ЦГДБ Татьяны Гниломедовой, ее цель: «преподавание культурологического цикла, позволяющего получить необходимый объем знаний о духовно-куль­турном наследии страны».


К каждому занятию готовится богато иллюстрированная выставка, на которой можно увидеть книги и статьи о православных святых, подвижниках земли Русской, о духовно-нравственных традициях России, об исторических представлениях наших предков, о семейном укладе, круге чтения, праздниках и буднях. Здесь проходят занятия, посвященные духовным подвигам православных людей — Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова, — причисленных к лику святых за жертвенную любовь к Родине; уроки живописи и музыки православия, духовной поэзии «для души и разума».


Конечно, помочь всем мы просто не в силах, ведь жизнь ребенка очень индивидуальна, полна скрытых эмоций и тайн. Но считаем важной мысль Бродского: «Нельзя спасти все человечество, но одного человека спасти можно».



Галина Гурьева, заведующая Центральной городской детской библиотекой
Алена Кривцова, главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки

// Библиотека.- 2009.- № 9
Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"