Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Обсуждение книг в библиотеке – форма обучения чтению «с мыслью». Из опыта работы БИЦ №6 МУ «ЦБС» г. Липецка.

Чтение - сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти юного читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого творческого процесса является обогащение личности молодого человека под влиянием художественного произведения. Однако социологические исследования юношеского чтения в последние годы неизменно констатируют, что подавляющее большинство не только выпускников школ, но даже педагогических вузов не понимают смысл произведений художественной литературы. Именно осмыслению прочитанно­го, чтению «с мыслью» служат читательские конференции и обсуждения книг, практикуемые в библиотечно-информационном центре №6.



Первое обсуждение прочитанных книг мы начинаем с детьми третьего класса. Читательские конференции - главная отличительная особенность массовой работы детской библиотеки. Их неизменно проводит главный библиотекарь читального зала Надежда Ивановна Первеева. Будучи сама многодетной мамой, Надежда Ивановна за многие годы работы с детьми научилась хорошо понимать детскую психо­логию, поэтому ей всегда удается вызвать ребят на откровенный разговор о книге, а в конечном счете - о жизни. В этой работе она проявляет профессионализм, начитанность, обаяние и живой, веселый характер. Надежда Ивановна стремится, чтобы вопросы носили дискуссионный характер. Например, при обсуждении повести – сказки А.Линдгрен «Пеппи Длинный чулок» она предлагает ребятам ответить на вопрос: «Хотели бы вы, чтобы Пеппи училась в вашем классе?». Мнения разделяются. Одни говорят: «Да, она добрая, веселая, с ней интересно». Другие возражают: «Нет! Она бегает по партам, будет нам мешать!». Надежда Ивановна задает вопрос: «А как вы думаете, ваша учительница хотела бы иметь такую девочку в своем классе?». Ребята теряются. В обсуждение включается учитель и говорит, что она возьмет Пеппи в класс, хотя работать с ней будет трудно. Библиотекарь спрашивает ребят: «Почему учитель берет Пеппи в класс?». Дети долго рассуждают, спорят и приходят к выводу: «Главное, чтобы человек сам хотел в себе что-то изменить. А у Пеппи самое заветное желание - стать леди. Значит, все у неё получится!».



Работа над художественными произведениями объединяет одноклассников в читающее сооб­щество, становится одной из привычных форм общения. У детей формируется потребность обме­ниваться впечатлениями о прочитанном, рекомендовать друг другу полюбившиеся книги.


Для ребят среднего школьного возраста Н.И. Первеева разработала методические материалы для обсуждения книг Р. Торбан, А. Алексина, В. Катаева, А. Лиханова, Ю. Шифриной, Ю. Яковлева, Б. Полевого, В. Быкова, А. Рыбакова, Е. Ильиной, В. Распутина, Ф. Достоевского, Р. Фраермана, Г. Троепольского.



Начиная обсуждение повести В. Богомолова «Иван», Надежда Ивановна отмечает, что Великая Отечественная война - тема для серьезного разговора. Размышляя над страницами книг о войне, мы воссоздаем в своем воображении картины героического прошлого, преклоняемся перед подвигом прошлых поколений и проявляем уважение к памяти тех, кто отстоял нашу Родину от врага. Включившись в разговор о книге, ребята с волнением говорят о судьбе своего ровесника - двенадцати­летнего мальчика Ивана. Они восхищаются его стойкостью, мужеством. Ребята не могут даже пред­ставить себе весь тот ужас, который испытал Иван, выполняя ответственные задания командования в тылу у немцев. Да, на войне нужны люди с твердым характером, в этом еще раз убедились подростки. Можно ли назвать Ивана Буслова юным героем Великой Отечественной войны? Безусловно, этот вопрос не вызвал споров. Мнение детей было единодушным. Да, Иван - настоящий герой и человек с большой буквы.



Ребята ждут библиотечных обсуждений книг, хотят соотнести собственное мнение о прочитанном с мнением библиотекаря и других детей. Замечательно ещё и то, что их читательское мнение вызывает заинтересованное внимание библиотекаря. Каждая книга дает ребенку возможность открыть что -то новое. Обсуждение книг в библиотеке помогает ребятам лучше понять те важные моменты, на которые при домашнем чтении они почему-либо не обратили внимание. Надежда Ивановна учит детей обосновы­вать свое мнение, участвовать в диалоге, слушать собеседника и принимать точку зрения своих товарищей.



И уже к 8-9 классу результат работы библиотекаря - налицо. Обсуждения книг в библиотеке обогащают детей знаниями, пробуждают первые чувства, вызывают желание сделать что-то хорошее и вообще стать лучше, помогают осознать своё поведение и оценить отношения между людьми. Разговор о книге всегда способствует воспитанию в детях лучших человеческих черт: любви к Родине, честности, скромности, трудолюбия, любознательности.



Нельзя не сказать о важности роли авторитетного и любимого учителя в приобщении школьников к чтению в библиотеке. На протяжении многих лет дружбе ребят с нашей библиотекой способствуют Т.К. Вельская, И.С. Митряхина, И.В. Янкина и другие педагоги Левобережного района Липецка.



Следующий шаг в приобщении к «искусству быть читателем» подросшие пользователи нашего библиотечно-информационного центра делают во взрослой библиотеке. Первое знакомство с девятиклассниками, как правило, радует: вызывает симпатию раскованность ребят, имеющееся почти у каждого собственное мнение, желание и умение публично высказывать свои мысли. Эти достоинства юных читателей отнюдь не дар Божий, а результат систематического, целенаправленного воздействия учителя и библиотекаря, которые всегда поощряют желание ребят быть яркими и убедительными в отста­ивании своей позиции.



Обсуждение книг, проводимые во взрослой библиотеке, также это доказывают. Старшеклассникам школы № 38 мы предложили для чтения и обсуждения повесть молодого автора Аркадия Бабченко «Алхан-Юрт». Это произведение на одну из актуальных тем современной отечественной литературы - тему чеченской войны - привлекло внимание тем, что является первым художественным свидетельством об этой войне простого солдата. В различных подразделениях ЦБС мы собрали для прочтения семь экземпляров февральской книжки журнала «Новый мир» за 2002 год, где была напечатана эта повесть. Вместе с экземпляром журнала каждый получал вопросы для обсуждения. Повесть буквально захватила своей злободневностью не только учителей и ребят, но даже их родителей, некоторые записались в библиотеку только потому, что «сын тут у вас что-то интересное читает о современной армии». В течение месяца повесть была прочитана учащимися 9-10 классов, препода­вателями, заинтересованными родителями. Чтобы ребятам было проще разобраться во всех нюансах темы предстоящего обсуждения, в читальном зале была оформлена книжная выставка «Хроника локальной войны».



Разговор о повести «Алхан-Юрт» мы предварили фрагментом фильма С. Бодрова-старшего «Кавказский пленник», ярко показывающего чеченскую войну средствами кинематографии. Затем ведущая Елена Ивановна Лаврикова зачитала фрагмент повести А. Бабченко,также правдиво передающий атмосферу этой войны литературными средствами, кратко рассказала о причинах чеченского конфликта, его участниках, напомнила, что 2 5-летний автор - участник обеих чеченских войн - мог бы быть их братом. Да и самим ребятам через 3-4 года, возможно, предстоит служить в российской армии, а конфликт до сих пор тлеет... В аудитории создалась атмосфера сопричастности событиям этой войны; равнодушных не было.



Ребята активно высказывались по вопросам обсуждения. Аргументируя свою позицию, они зачитывали фрагменты текста, приводили примеры из жизни. Приятной неожиданностью стало активное участие в обсуждении преподавателей и родителей ребят. Порадовало нас не только глубокое понимание содержания повести, но и ее литературно-художественных особенностей. Между прочим, отметили, что литературный стиль А. Бабченко близок стилю последнего романа В. Астафьева «Прокляты и убиты». Однако большинство ребят согласились с тем, что солдатскую прямоту и «окопную правду» можно было бы донести до читателя и без столь популярного сегодня сленга. Чтобы библиотечные мероприятия не воспринимались как скучный урок и действительно стали формой руководства чтением, библиотекарям важно учитывать реальные читательские интересы подростков, их личностные мотивы обращения к книге. Ещё одну читательскую конференцию мы провели год спустя. Новая повесть Валентина Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана» - сложное, драматичное произведение - также привлекла актуальностью содержания. Наша эпоха - «дурное время» -талантливо и беспощадно описана выдающимся писателем-современником. Главный нравственный вопрос, который встает со страниц повести: «Как жить, оставаясь человеком, в обществе, расколотом на два «разнящихся мира»: обманутых бедных и богатых, несправедливо наживших капиталы?». Мы предоставили десятиклассникам школы № 38 и их учителям тексты повести и вопросы для обсуждения. Вскоре, когда часть ребят уже прочла повесть, из бесед с ними стало ясно, что предложенные нами вопросы сложны для старшеклассников. Тогда мы вместе с преподавателями литературы адаптировали их для юношеского возраста. Окончательный вариант вопросов выглядел так:



1) Почему В. Распутин назвал свою повесть «Дочь Ивана, мать Ивана»? В чем смысл такого названия произведения?

2) Как живется в «новой жизни» простому человеку?

3) Согласны ли вы с автором, что такие молодые люди как Иван сумеют избежать ловушек совре­менной жизни и изменить жизнь к лучшему?

4) Почему В. Распутин допустил «национальный акцент» в своем новом произведении?

5) В чем писатель видит значение русского слова для сохранения нравственности и национальной самобытности нашего народа?

В ходе обсуждения ребята отмечали, что главная героиня повести - настоящая русская женщина, обладающая сильным характером. Она не захотела терпеть бесконечные унижения как большинство людей вокруг. Узнав, что насильник дочери дал взятку и хочет уйти от ответственности, она решает восстановить справедливость и вершит свой суд. Без этого возмездия жизнь её стала бы невыносимой.



Таким же сильным человеком считают наши читатели её сына Ивана, который, в отличие от старшей сестры, очень вдумчиво оценивает соблазны современной жизни, решает, что надо «создавать из себя крепкий орешек». На таких Иванах всегда держалась Россия, с такими людьми, убеждены ребята, связывает надежды на обновление жизни в стране и В. Распутин. Много разных мнений прозвучало в ходе обсуждения, повесть никого не оставила равнодушным, некоторых навела на ассоциативные связи с произведениями русской классики («Шинелью» Гоголя, «Станционным смотрителем» Пушкина, «Бедными людьми» и «Преступлением и наказанием» Достоевского), дала возможность задуматься о серьезных, кричащих проблемах нашей жизни. Примечательно, что в заключение обсуждения учитель литературы Т.К. Вельская призвала ребят не бояться сложности литературы: такова традиция русской литературы, именно такие книги дают рост душе.



Очень важна в воспитании у детей и юношества осмысленного чтения преемственность в работе детской и взрослой библиотек. Главным же достоинством обсуждений книг является то, что, используя литературный материал, мы затрагиваем и обсуждаем с ребятами серьезные жизненные темы, высокие понятия, о которых в суете повседневной жизни редко задумываемся. И нас радует наша читающая молодежь, которая в ходе обмена мнениями обнаруживает патриотические чувства, приверженность традиционным нравственным ценностям, а самое главное - желание разобраться в сложностях современной жизни и найти верный путь.





Лаврикова Е.И., руководитель библиотечно-информационного центра № 6 МУ «ЦБС» г. Липецка


//Новая библиотека. - 2008. - № 9 (93). - С. 19 - 22


Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"