Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Справочно-библиографичическая и информационная работа детской библиотеки БИЦ №3 ЦБС г. Липецка в год семьи

Сергею Залыгину принадлежат слова: «Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством». Применительно к детской читательской аудитории это замечательное определение можно перефразировать следующим образом: информация делает из ребенка Личность, разносторонне образованного человека.



Все начинается с детства. Подрастающее поколение - самая важная категория читателей, наше духовное и культурообразующее завтра. Позволю себе акцентировать ваше внимание на важной проблеме современности: на данном этапе времени наблюдается тенденция нарастания конкурентной борьбы за читательскую аудиторию, в которой участвуют не только все средства массовой информации, но и финансово мощные кампании интернет-провайдеров, центры мобильной связи. Что можем предоставить населению мы, библиотеки?



Книгу и чтение!



В работе с детьми мы стараемся как можно активнее использовать возможности и большой потенциал книги и чтения, как в воспитательных, так и в образовательных целях.


Главная задача детской библиотеки сейчас - учить детей самостоятельному поиску нужной информации, методам ее обдумывания, самостоятельной переработки, а не автоматического использования готового продукта, помочь читателям из огромного моря печатной и электронной продукции отобрать лучшее.



И решаем мы эту задачу с помощью справочно-библиографической и информационной работы.



В числе комплекса привычных библиотечных форм и методов наличие у нас общедоступной, достоверной, полной информации, отраженной в СБА, конкретность источника, помощь в нахождении нужной информации библиотекаря - наше главное орудие в конкурентной борьбе за читателя, пользователя библиотеки. Что конкретно делается?



Регулярно пополняется и совершенствуется справочно-библиографический аппарат. Очевидно, что наполняемость картотек зависит от количества получаемых периодических изданий. А в детской библиотеке их репертуар достаточно ограничен - всего 45 названий.



В целях актуализации за прошедший год введены новые рубрики в СКС и СКК: «Год семьи», «90 лет ВЛКСМ», «110 лет Михаилу Водопьянову» (легендарный летчик - наш земляк, липчанин) и др. В конце года введены такие рубрики как «Год молодежи», «65 лет Великой победы», «Олимпиада -2014» и др.



Отредактирован отдел «Литературоведение для 7-9 классов». Проведена большая работа по вне­шнему и внутреннему оформлению каталогов и картотек.



Очень востребована руководителями детского чтения и юными читателями картотека методических разработок, в которой широко представлена библиография сценариев по актуальным темам, к различным праздникам.



Информационное и справочно-библиографическое обслуживание ведется дифференцировано, с учетом возрастных особенностей пользователей, по ранее сформированным группам: дошкольники и учащиеся 1-х классов; учащиеся 2-4-х кл.; 5-6-х кл.; учащиеся 7-9-х кл.; руководители детского чтения. Используются как индивидуальные, так и массовые формы работы. Мы стараемся качественно и оперативно удовлетворять все запросы пользователей. За прошедший год выполнена 931 справка; из них 529 традиционных, а 402 выполнены с помощью электронных носителей информации.



В 2008 году прослеживалась тенденция увеличения количества обращений учащихся к Интернету, электронным энциклопедиям. Причина в том, что в школах преподаватели требуют сдавать доклады и рефераты в печатном Ф виде. В гимназии № 12 дети уже с 4-го класса готовят презентации. И тем не менее, книга остается необходимым источником информации. Хороший справочный фонд нашего библиотечно - информационного центра позволяет найти ответы на все вопросы. В Год семьи большое внимание уделялось работе с семьей и школами. На это и была направлена целевая программа «Библиотека. Семья. Школа».



Количество участников программы в нашей библиотеке составило приблизительно 2 тысячи человек.



В течение года были подготовлены рекомендательные списки литературы для семейного чтения:



• Индейскими тропами (приключенческая литература для всей семьи)



• Круг семейного чтения: история в приключениях приключения в истории (приключенческая и историческая литература для всей семьи)



• Азбука православия - рекомендательный список духовно-нравственной тематики для семейного чтения (совместно с библиотекой СОШ № 9)


• Нельзя пред вечной красотой не петь, не плакать, не молиться (рекомендательный список литературы об искусстве для семейного чтения, совместно с библиотекой СОШ № 9)



• «Мы и наши дети» (рекомендательный список литературы для тех, кто хочет быть хорошими родителями)



Все эти списки были переданы в библиотеки учебных общеобразовательных учреждений, с кото­рыми мы работали в рамках программы: СОШ № 9, СОШ № 27, гимназия № 12, лицей № 44.



Стоит отметить, что в последние годы мы все же отходим от традиции работы с рекоменда­тельными списками литературы. Чаще используется такая форма работы как индивидуальные реко­мендательные беседы. Но, тем не менее, подготовленные библиотекой списки пользовались вниманием читателей. И в наступившем году мы планируем разработать для читателей новые тематические библиографические списки. Сотрудники библиотеки выступали на родительских собраниях с информационными обзорами о литературе в помощь семейному воспитанию. Педагогические кол­лективы школ состоят у нас в числе абонентов коллективной информации. В комплексных библиотечных мероприятиях в Год семьи приняли участие 1013 школьников.



Справочно-библиографическая и информационная работа ведется и в рамках комплексной целевой программы развития библиотек МУ «ЦБС» г. Липецка «Библиотека - общедоступный муниципальный информационный центр», которая охватывает нашу работу по всем направлениям.



Работает клуб «Еntег», цель которого - обучение школьников среднего возраста информацион­ной грамотности, навыкам пользования компьютером, умению находить нужную информацию с помо­щью электронных носителей. В клубе прошли:



• Тренинг «Windows» для всех»;



• Часы полезного совета «Поиск информации в электронном каталоге, СПС и других источниках», «Как создать реферат?»;


• Медиа-обзор «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие умные диски».



Библиотека участвует в создании базы данных «Липецк и Липецкий край», которая создается общими усилиями всей ЦБС; наши тематические блоки - «Петр I и Липецкий край» и «Монастыри и храмы Липецкой области».



Важное место в информационно-библиографическом обслуживании читателей занимают биб­лиографические обзоры. За последний год разработаны новые темы:



• Сто и одна проблема семейного воспитания - в книгах;



• Классики в стране детства;



• Все книги его о природе (о нашем земляке Михаиле Пришвине);



• Литературное путешествие по земле Липецкой.



Регулярно проводятся циклы информационных обзоров:



• Самые интересные книги;



• Мир фантастики;



• Книги, помогающие жить;



• Круг детского чтения;



• Новые книги и публикации;



• По страницам детских журналов.



Последняя тема - самая любимая детьми. О самых интересных публикациях мы регулярно рас­сказываем им в таких обзорах как «Юным цветоводам», «Любителям животных», «Для вас, девочки», «Любителям природы» и др.



Решению задачи подготовки детей к жизни в информационном обществе, их библиотечно-информационного развития способствовали библиотечные уроки, проведенные в минувшем году:



• Знакомьтесь, библиотека!



• Искать, чтобы находить;



• Библиография - это интересно;



• Окно в мир знаний;



• Богатство журнального царства;



• Все обо всем (справочники, словари, энциклопедии);



• За семью печатями и др.



Успехом у младших школьников пользуются экскурсии по библиотеке. Тем более что помещение у нас большое, показать есть что. Темы экскурсий: «Дом, где живут книги», «Библиотека: читаем, учимся, играем», «Остров книголюбов». Экскурсии способствуют привлечению в библиотеку ранее не ходивших сюда детей.



День библиографии проходит у нас как комплекс мероприятий, направленных на раскрытие определенной темы, освещение определенного направления. Проводились такие Дни библиографии, как:



• Какого цвета радуга (книги по искусству);



• Путешествие за тайной;



• Библиография для дела и досуга.



Эффективной формой ознакомления читателей с новыми поступлениями были и остаются Дни информации «Новые книги». Их периодичность - раз в квартал. Но проводились и тематические Дни информации:



• Мастерская доброты;



• Мама, папа, я - читающая семья;



• Бессмертный подвиг защитников Отечества.



К примеру, в программу последнего Дня информации вошли:



• выставка-просмотр «Строки, опаленные войной»;



• игра-викторина «Эти славные даты»;



• библиографический обзор «Дети-герои Великой Отечественной войны»;



• информационный обзор «Навеки в памяти людской».



В рамках Дней защиты от экологической опасности провели День экологических знаний «Экология. Семья. Будущее». В течение года велась большая экспозиционная работа.



Детям нужна игра. И поэтому в своей работе библиотека активно использует игровые формы. Например:



• библиографическая игра «Путешествие в Библиоград»;



• библиотечный урок «Приключения каталожной карточки;



• игра-викторина «По страницам произведений Пушкина» и др.



Справочно-библиографическая и информационная работа - неотъемлемая часть и целевой программы «Библиотека - центр творческого развития ребенка», по которой наша библиотека работает уже не первый год. Ведь при всей важности электронных средств информации именно чтение разносторонне развивает человека, а не только информирует и развлекает, помогает воспитать творческую личность, формирует нравственный и творческий потенциал ребенка.



Детям свойственно желание постоянно узнавать что-то новое. Именно эту возрастную особен­ность мы используем в работе клуба «Почемучка» для любознательных детей, младших школьников, который собирается по воскресеньям уже много лет. Используются различные формы библиотечной работы, но в основе каждой - справочно-информационные методы, методы рекомендательной биб­лиографии:



• час интересных сообщений «Удивительный мир космоса»;



• библиографическая игра «В мире слов»;



• час вопроса и ответа «Снежинок хоровод» и др.



Используется в библиотеке и система избирательного информирования. В числе индивидуальных абонентов 22 учащихся разных возрастов. Круг их интересов широк: это и краеведение, и книги о войне, и приключения, и книги о животных и многое другое. Регулярно информируются и коллективы школ № 9, № 27, гимназии № 12



В Год семьи коллектив библиотеки продолжал решение проблемы воспитания книжной культу­ры, возрождения традиций семейного чтения, приобщения к книге ранее нечитающих детей и их родителей. Особенность нашей библиотеки - активное использование в решении этих проблем метода общения, как творческого, так и личностного, индивидуального, активное использование методик рекомендательно-библиографического и информационного обслуживания.




Пластун С.Е., заведующая детской библиотекой, заместитель руководителя БИЦ №3 МУ "ЦБС" г . Липецка



// Новая библиотека. - 2009. - № 7. - С. 25

Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"