Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Книга – это маленькая вселенная. Из опыта работы юношеской кафедры БИЦ №2 МУ «ЦБС» г. Липецка

Существует общепринятое мнение о том, что от правильно подобранного юно­шеского чтения во многом зависит формирование души и, как следствие, успешная или неуспешная дальнейшая жизнь. И наоборот, «неправильное» чтение или его отсутствие может послужить причиной развития каких-либо душевных аномалий: черствости, неразвитости и т.д.


«Есть ли на свете человек, который не пожелал бы расширения или раздвигания своей жизни, в смысле ее полноты, глубины, возвышенности, и кто не захотел бы сделать свою жизнь возможно напряженной, осмысленной и красивой, будь он даже самого узкого душевного склада?» -говорил Фазиль Искандер. И библиотека в этом его полностью поддерживает.


Юношество - самая динамичная, активная и самая незащищенная социальная группа. Молодое поколение сегодня встречает на своем пути множество самых разнообразных проблем: социальных, правовых, моральных и материальных. И именно доступ к информации может быть хорошим средством для обретения надежды и перспектив молодыми читателями.


Сегодня библиотеки оказывают широкое социальное воздействие: содержание книг расширяет видение окружающего мира, с их помощью молодое поколение осваивает накопленный предшествующими поколениями многообразный опыт, получает конкретные знания.


Библиотеки не только предоставляют информацию молодым людям, но и стараются создавать комфортную среду, которая бы способствовала их интеллектуальному, эмоциональному и социальному развитию.


Расстановка приоритетов в библиотечном обслуживании юношества зависит от конкретных условий деятельности той или иной библиотеки, от общих задач, которые она перед собой ставит, однако в любом случае необходимо учитывать реальные информационные потребности юношества.


Библиотека-филиал, в которой мы работаем, безусловно, имеет свои особенности в организации библиотечного обслуживания. Здесь процесс получения пользователем требуемой книги значительно короче, чем в большой библиотеке. Мы видим в этом определенные преимущества и стараемся их максимально использовать.


Одним из преимуществ этого существующего положения является то, что библиотекарь может быстро получить информацию о качестве обслуживания от самих пользователей, и эта информация будет гарантированно искренней и правдивой.


Что греха таить, наши анкетирования и опросы читателей часто носят формальный характер, но никакие анкеты никогда не заменят живого непосредственного общения.


Безынициативного, пассивного читателя можно спросить: «Ну, а разве вас не интересует ваша собственная жизнь? И разве вы бы не хотели чувствовать, что живете яркой, глубокой, напряжен­ной, плодотворной жизнью?». Вопрос интересен всем, и на это всегда можно опереться при выборе книги.


Чтобы молодому человеку научиться пользоваться книгами, ему нужно поставить перед собой четыре вопроса:


1. Как почерпнуть из читаемой книги как можно больше наиболее ценных знаний?
2. Как, читая книгу, развивать в себе умение вдумываться в свою и в чужую душу, в окружающую жизнь?
3. Как вырабатывать в своей душе отзывчивость, чутье, жалость, любовь к людям, т.е. такие чувс­тва, которые украшают твою и чужую жизнь, а значит - и общественную?
4. Как проявить себя, свою душу, свои знания, понимание, настроение, отзывчивость в работе, в деле, в жизни (личной и общественной), в борьбе с ее темными сторонами и в ее создании новых форм?

Вопросы эти довольно сложны, особенно для юношеского, еще не совсем сформировавшегося сознания. Задача библиотекаря помочь на первом этапе хотя бы придти к пониманию необходимости решения этих вопросов, а затем уже помочь в решении самих вопросов.


Один из самых лучших и самых верных способов «сделаться человеком» заключается в том, чтобы раздвинуть свой кругозор, перестать быть узким, темным, перестать быть намеренно или ненамеренно слепым, поддержать, укрепить, освежить свою житейскую практику живительной влагой, содержащейся в умной, честной книге, написанной, таким писателем, который понимает в жизни побольше и получше, чем читатель.


Все это мы и говорим своим молодым читателям, когда видим у них сомнение в выборе книги, нерешительность или полную неосведомленность. Я не помню такого случая в своей библиотечной практике, когда книга, рекомендуемая библиотекарем, не вызвала бы читательского интереса. Но это еще и большая ответственность, поскольку наше мнение становится решающим.


Мы не исключаем, безусловно, такой формы исследовательской работы, как анкетирование. Так, в 2007 году юношеская кафедра проводила анкетирование среди своих читателей на тему: «Проблема чтения как проблема личностного определения подростка».


Замечательный рекламный эффект оказывают мобильные книжные выставки на юношеском абонементе, цель которых - привлечь внимание юных пользователей к конкретной теме и к конкретной книге. Наверное, мы немного отступаем от правил, когда безоговорочно выдаем книгу с выставки. Думаю, что в этом есть определенный смысл, так как в иной раз у подростка может и не возникнуть желания взять эту книгу.


«Книга, которая лечит душу» так называлась книжная выставка, представляющая самую разнообразную литературу, объединенную нравственной тематикой. Эта выставка пользуется обычно огромным успехом, так как выдача книги обычно сопровождается дружеской беседой, советом, какой-либо рекомендацией.


Одна из важнейших проблем нашего времени - учить молодое поколение читать художественную литературу, растить в подростке потребность в ней, влюблять юношество в русскую литературу, в лучшие образы мировой литературы.


Этой задаче были посвящены мероприятия юношеской кафедры, проведенные в прошлом году: книжные выставки «Новинки молодежной литературы», «Правовое воспитание средствами книги», «Голоса Серебряного века», «Классики всегда современны», «Знакомьтесь, книга!», викторина «Обратимся к классикам», цикл библиотечных уроков «Книга -главный источник информации», а также информационные обзоры книг и периодических изданий на тему «Мир твоих увлечений».


Таким образом, юношеская кафедра нашей библиотеки в дальнейшей работе с юношеством ставит перед собой следующие задачи:


- приобщать юношество к книге, чтению и библиотеке, формировать культуру чтения и информационную культуру;
- популяризировать чтение и возможности библиотек с целью воспитания в читателе потреб­ности в непрерывном образовании;
- способствовать формированию нравственного опыта молодого человека, становлению граж­данина и патриота;
- содействовать социальной адаптации и профориентации молодежи, а также самообразова­нию, развитию творческих способностей;
- организовать качественное обслуживание юношества и молодежи с целью удовлетворения раз­носторонних запросов читателей.

Для решения этих задач библиотека должна в первую очередь дать ответы на следующие вопросы: как приблизить библиотеку к читателю? Каким способом внедрить хорошую, честную книгу в толпу, как заинтересовать книгой, как помочь читателям сделать разумный выбор хороших книг? Как облегчить доступ к книге? Как подчинить влиянию библиотеки весь микрорайон и на деле осуществить расширение библиотечного пространства?


Отвечая на все эти вопросы, мы должны сделать библиотеку живым организмом, способным быстро и эффективно распознавать читательские проблемы, запросы, требования и делать все возможное для их реализации.




Филатова И.А., руководитель библиотечно-информационного центра №2 МУ «ЦБС» г.Липецка


Новая библиотека.- 2008.-№9 (93).- С.16-18
Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"