Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Информация как общественное достояние: практика автоматизации ЦБС Липецка

Активное внедрение новых информационных технологий в практику обслуживания пользователей библиотек во многом изменило облик муниципальной библиотеки, заставило переосмыслить понятие профессионализма её работников.


ВОЗРОСШИЕ информационные потребности читателей, современная организация и систематизация информации послужили толчком к развитию автоматизации библиотечных процессов.


Доступ жителей Липецка к информационным ресурсам ЦБС осуществляют 27 библиотек: Центральная городская библиотека: Центральная городская детская библиотека: 14 библиотек, обслуживающих взрослое население, 11 детских библиотек. 2 пункта выдачи.


В соответствии с «Концепцией развития публичных библиотек города» (2004 г.), а также разработанной на её основе комплексной целевой программой «Развитие публичных библиотек города на 2005-2006 годы» приоритетным направлением деятельности ЦБС является развитие процессов информатизации библиотек. Реализация отдельных мероприятий, предусмотренных программой, началась уже в 2004 году с Центральной городской библиотеки (ЦГБ):


* начался процесс формирования компьютерного парка библиотек (ЦГБ, ЦГДБ);


* сотрудники этих библиотек прошли обучение работе с новыми информационными технологиями:


* разработана нормативная документация по организации новых моделей библиотеки и библиотечных структур (Положение о библиотечно-информационном центре, Концепция информатизации и автоматизации библиотек ЦБС и т. д.).


Во всех отделах ЦГБ были установлены компьютеры и осуществлено подключение года явилась компьютеризация библиотек. Для автоматизации библиотечных процессов был приобретён программно ки. В настоящее время в Центральной городской библиотеке в автоматизированном режиме работают: отдел комплектования и обработки (комплектование и обработка); информационно-библиографический отдел (отдел краеведения); отдел обслуживания (учёт и обслуживание читателей).


Положительная динамика сохранилась и в 2005 году, с начала которого в рамках программы «Развитие библиотечного дела в городе» проводилась компьютеризация библиотек ЦБС. Основным достижением года можно считать создание библиотечно-информационных центров (БИЦ).


Для удобства пользователей 16 библиотек, находящихся попарно в одном помещении, были преобразованы в 8 библиотечно-информационных центров, состоящих из детской библиотеки, библиотеки, обслуживающей взрослое население и зала информационных технологий.


Организация этих комплексов позволила более рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, создать более комфортные условия для пользователей, повысить востребованность библиотек жителями города (посещения: 2004 г. - 712 963,2005 г. -721 509,2006 г. - 741 244), сохранить общее количество библиотек и библиотечные кадры в условиях реформирования ЦБС. Первый библиотечно-информационный центр (БИЦ №5) открылся в посёлке Сырский Рудник в марте 2005 года.


Не менее важным достижением 2005 года явилась компьютеризация библиотек. Для библиотечных процессов был приобретен программно технологический комплекс «АС-Библиотека-2».


Все БИЦ были укомплектованы четырьмя мощными мультимедийными компьютерами с принтером, сканером и выходом в Интернет. В крупных библиотеках — №11, №25 — была организована работа компьютерных залов, а в библиотеках №2,4 установлено по одному компьютеру. Были закуплены компьютерные комплексы, сканеры, принтеры, модемы, ксероксы. В 2006 году по областной программе «Развитие библиотечного дела в Липецкой области» было получено ещё 5 компьютерных комплексов, и в настоящее время все библиотеки ЦБС г. Липецка компьютеризированы.


С внедрением новых информационных технологий значительно расширилось информационное пространство библиотек, изменились алгоритмы поиска информации, информационное поведение читателей. К традиционным функциям библиотеки добавилась функция информационного центра, была разработана стратегия, направленная на заполнение библиотечными информационными услугами соответствующей ниши в информационном пространстве.


Направления работы определяет комплексная целевая программа развития библиотек ЦБС Липецка «Библиотека — общедоступный муниципальный информационный центр». Она предусматривает формирование единой информационно-библиотечной среды в городе, обеспечение свободного доступа жителей города к информации, знаниям, культурным ценностям путём сохранения и развития библиотечного фонда муниципальных библиотек, активного внедрения новых информационных технологий, расширение информационного пространства за счёт обслуживания не только пользователей, но и всего населения.
Система обучения персонала работе с ПЭВМ.


Одновременно с компьютеризацией библиотек проводилась работа по обучению сотрудников ЦБС работе с новыми информационными технологиями. На двухнедельных курсах в «Школе компьютерного образования» было обучено работе на ПК по одному сотруднику от каждой библиотеки, а они передали эти знания своим коллегам. В настоящее время сотрудники ЦБС свободно владеют основами эксплуатации современных средств автоматизации, эффективно используют современные информационно-поисковые системы, осваивают различные виды сервиса Интернета и продолжают повышать свой уровень информационной и компьютерной компетенции. Так, проводимый отделом информационных технологий обзор сайтов ведущих библиотек страны стал для библиотекарей ЦБС формой повышения квалификации: представленные на них документы позволяют быть в курсе новейших разработок и использовать их в своей работе.


Эффективность информационно-библиотечного обслуживания сегодня напрямую зависит от совместного использования традиционных и электронных ресурсов. С 2005 г. библиотеки ЦБС целенаправленно осуществляет формирование электронных ресурсов.


В структуру электронных ресурсов библиотек входят:


Собственные информационные продукты. Все создаваемые базы данных ЦБС подготовлены на основе использования АС «Библиотека-2».


Задачей номер один в процессе компьютеризации стало формирование электронного каталога, изначально рассчитанного на пользователя библиотеки. На сегодня его объём превышает 50 тыс. записей. Он состоит из баз данных «Книги» (библиографические описания книг, поступивших в ЦБС с 1995 г.), СКС «Экология России» (сведения о статьях из периодических изданий по экологии, полученных ЦБС с 2004 г.), СКС «Краеведение» (статьи из газет и журналов по краеведческой тематике).


Доступ к этим каталогам осуществляется с любого персонального компьютера локальной сети, база электронного каталога обновляется ежемесячно.


• Продолжается создание тематической полнотекстовой базы данных по краеведению «Липецк и Липецкий край». Эта база данных создаётся совместными усилиями всех библиотек ЦБС. Каждый филиал отвечает за сбор информации определённой тем формационных технологий ЦГБ, где программисты пополняют БД. Её объём на сегодняшний день составляет 65 МЬ. • База данных «Читатели». Локальные базы по читателям велись по всем библиотекам системы, а с 2006 года отдел информационных технологий начал работу по подготовке к их объединению в единую БД «Читатели ЦБС». • Программистами отдела информационных технологий ЦГБ создан собственный программный продукт, позволивший сформировать базу данных «Кадры».


• База данных «Подписка ЦБС», отражающая данные по подписке на периодические издания. Приобретаемые ресурсы.


В их числе мультимедийные издания и правовые информационно-поисковые системы «Консультант+», «Гарант».


В библиотеках ЦБС продолжается работа по формированию фонда мультимедийных изданий. Приобретая образовательные электронные ресурсы, мы руководствуемся советами специалистов и результатами рейтингов, поэтому в библиотеках также формируются рекомендательные списки средств мультимедиа и советы по их использованию. Интернет-ресурсы.


Перспективным направлением работы муниципальных библиотек является освоение интернет-технологий. В целях обеспечения доступа читателей к удалённым информационным ресурсам, в И библиотеках установлены компьютерные рабочие места с выходом в Интернет. За небольшой период освоения нами пространства Интернета были выполнены сложнейшие информационные запросы, которые не удавалось выполнить с помощью традиционных средств. Информационная культура пользователей.


С началом компьютеризации библиотек ЦБС актуальной стала проблема подготовки читателей нового поколения — пользователей компьютерной техники. Для того чтобы подготовить детей и юношество к жизни и работе в информационном обществе, научить их работать с новыми видами носителей информации, библиотеки используют различные формы и методы работы.


Организованы и успешно работают клубы по обучению компьютерной грамотности: в ЦГБ — «КомпАс», в БИЦ №3 - «ЕКТЕК», в БИЦ №5 -«Электроша». Школа информационной культуры работает в ЦГДБ и БИЦ №1.
Очень популярны такие формы обучения компьютерной грамотности, как мастер-класс для пользователей, уроки компьютерной грамотности, часы консультаций, библиотечные уроки, виртуальные практикумы и многое другое. Являясь методическим центром, отдел информационных технологий ЦГБ разрабатывает и издаёт информационно-обучающую продукцию. За этот период были изданы памятки для пользователей из серии «Освой самостоятельно...»: «Коллекция рефератов». «Электронные энциклопедии». «Программа -переводчик "РКОМТ"» и др.


Справочно-информационное обслуживание читателей.


Благодаря установке компьютеров достигнуты значительные успехи по совершенствованию справочно – информационного обслуживания пользователей, стали оперативно удовлетворяться постоянно усложняющиеся информационные запросы.


Одной из важных функций библиотеки как современного информационного учреждения является предоставление всем категориям пользователей необходимой юридической информации. Благодаря программе информационной поддержки Российских библиотек во всех БИЦ и ряде библиотек, обслуживающих взрослое население, была бесплатно установлена справочно-правовая система «Консультант+», так что теперь в ЦБ С имеются две справочно-правовые системы: «Консультант+» и «Гарант». Единое информационно-поисковое пространство позволяет легко и быстро найти необходимые документы. Информационно-правовые базы востребованы, тематика запросов самая разнообразная: налоговое законодательство; трудовое, жилищное, пенсионное право; оформление льгот, пособий и т. д. Среди пользователей СПС наиболее активными являются пенсионеры, студенты, служащие, инвалиды.


ЦБС стремится постоянно совершенствовать качество работы, расширять номенклатуру оказываемых услуг. Активно оказываются следующие информационные услуги:


• тематический подбор литературы по электронному каталогу по заявке пользователей;


• выполнение сложных справок с помощью электронного каталога;


• работа в сети Интернет (самостоятельно, либо с консультантом);


• автоматизированный перевод;


• составление пресс-дайджестов (с использованием изданий, получаемых вбиблиотеках ЦБС, и сети Интернет).


А также так называемые офисные услуги:


• поиск рефератов, курсовых, контрольных работ;


• распечатка, ксерокопирование документов;


• сканирование и последующее распознавание документов;


• предоставление компьютера для самостоятельной работы в текстовом редакторе (машинное время).


Очень часто первое знакомство юных пользователей с компьютером происходит через игру. Миру компьютерных игр было посвящено библиографическое путешествие «Волшебный мир игромании». Пришедшие на мероприятие школьники совершили путешествие во времени и пространстве на летающем корабле. Сначала они попали в игру «Властелин колец. Война кольца». Происходящие в игре события повторяют различные сцены романа, поэтому для того, чтобы пройти игровые уровни, нужно сначала прочитать трилогию Дж. Толкиена «Властелин колец», знать её сюжет. Вторая остановка знакомит ребят со знаменитой книгой Ильфа и Петрова «12 стульев». Следующая игра посвящена Гарри Поттеру и составлена по книгам Дж. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната» и «Гарри Поттер и философский камень». Трудно поспорить с истиной, что «Вначале было слово». Сначала появляется книга, затем фильм, а потом уже игра, способная привлечь внимание к интересным непрочитанным книгам.


В массовой работе с читателями сотрудники залов информационных технологий наряду с традиционными формами используют и инновационные (слайд-обзор, презентация дисков, виртуальная экскурсия, слайд-путешествие и др.). Так, в БИЦ №3 используется инновационная форма работы «Смотрим фильм — читаем книгу». После просмотра американского фильма «Троя» и прочтения гомеровской «Илиады» состоялась дискуссия о том, насколько полно создатели фильма отразили классический сюжет.


В настоящее время в ближайших планах ЦБС:


• объединение локальных сетей БИЦ и библиотек в единую корпоративную сеть;


• организация и поддержка сайта ЦБС;


• создание базы данных «Профессиональная пресса»;


• создание собственного адреса электронной почты в каждой библиотеке города;


• организация электронной доставки документов.


Опыт ЦБС г. Липецка в освоении процессов информатизации библиотек позволяет сделать определённые выводы: • Автоматизация открывает перед библиотекой большие возможности по выявлению, накоплению информации, её поиску и предоставлению пользователям;


• Наличие в библиотеке электронного каталога, интернет-центра, новых услуг, связанных с применением автоматизированных систем и оргтехники, многократно повышают авторитет библиотеки и привлекают к ней всё больше читателей;


• Доход от платных услуг, оказываемых библиотекой, с каждым годом растёт, эти денежные средства идут на модернизацию и развитие наших библиотек.


Информационные технологии — это реальная возможность для библиотек перейти на качественно новый уровень работы, принципиально по-новому взглянуть на все составляющие нашей библиотечной деятельности.




Елена Петровна Белова, заместитель директора по информационным ресурсам, МУ «ЦБС» г. Липецка

С автором можно связаться: cebusinfo@yandex.ru


// Библиотечное дъло. - 2008. - №7. - С. 25 - 27
Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"