Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker «Надежда и опора»: размышления детского библиотекаря о патриотических настроениях подрастающего поколения и не только…

Взрослеют наши сыновья, буду¬щая опора родителей и надежда России. С младых ногтей они взрос¬лели на книжках про русских бога¬тырей и великих полководцев и мечтали о военной карьере. Но увы, в старших классах романтич¬ный образ защитника Родины исче¬зает из их сознания и возникает резко отрицательное отношение к Российской армии. Дескать, не хотим даром терять год своей жизни...

Поначалу казалось, что такое настроение усвоено в кругу сверс¬тников. Но когда из средств массо¬вой информации узнала, что, по результатам социологического опроса, 70% юношей «всеми прав¬дами и неправдами постараются не пойти в армию», то поняла, что, скорее всего, это какая-то психо¬логическая установка, умело внед¬ренная в молодежную среду. Провели опрос среди читателей нашей библиотеки. Процент ока¬зался ниже, но все равно неутеши¬тельный - 23%. Что же случилось с нашей молодежью, ведь для муж¬чин во все времена было почетным делом защищать Родину?!

Причин нынешнего печального явления - множество. Одной из них являются школьные учебники по истории. Какая здесь связь? Самая прямая. Ведь Россия по свое¬му геополитическому положению всегда была осажденной крепос¬тью. «С 800 по 1237г.г. каждые четыре года происходило военное нападение на Русь. В 1240-1462 годах было двести нашествий... От 1368 до 1893 г.г., т. е. в течение 525 лет, было 329 войн» (И. Ильин). ...

Таким образом, история России - это преимущественно военная история, которая учит нас быть начеку. Вспоминается германский кан¬цлер Бисмарк, заявивший, что войну с Францией (1870-1871) выиграли немецкие учителя исто¬рии, потому что они героизирова¬ли своих предков, а французские - преподавали свою историю как набор анекдотов. Оттого-то исто¬рия Отечества необходима для вос¬питания подрастающего поколе¬ния. Неважно, придется ли молодо¬му человеку служить в армии, главное, он на всю жизнь унасле¬дует дух своих предков и, дай Бог, не сломается в тяжелых обстоя¬тельствах. ...

Меня очень беспокоит некор¬ректность характеристик истори¬ческих деятелей России, зачастую пристрастных и необъективных, антиисторичных. Своеобразной модой среди представителей идео¬логии «новой волны» стало обли¬вать грязью героические личности, высказывая, чаще придумывая сен¬сационные неприятные факты их биографии. ...

Объясняя детям тему войны, необходимо рассказать им о духов¬но-нравственных аспектах этого страшного события. Наше подрас¬тающее поколение должно иметь четкое представление о нацио¬нальных святынях, тогда и защита Отечества станет для них по-насто¬ящему священным долгом. ...

Вторая причина - «кадры моло¬дых учительниц». Не могу успоко¬иться после одной из встреч. Две учительницы - начальных! - клас¬сов в канун Дня знаний пришли в нашу библиотеку с просьбой про¬вести мероприятие военной тема¬тики в актовом зале школы. Мы предложили рассказать детям о книгах про героев и подвиги и непременно пригласить на встречу с ребятами давнего друга нашей библиотеки ветерана войны. И услышали в ответ кощунственное. В два голоса они резко заявили: «Нет, что вы! Ветераны будут на линейке! Они надоедят детям!(?)». А мы-то, наивные, полагали, что одно слово «учитель» предполага¬ет величину постоянную, незыбле¬мую в убеждениях высокой мора¬ли. Разве не так? Но оказалось, что нам надо снять розовые очки. Оказывается мы не знаем, в каком мире живем. Нам, говоря современ¬ным языком, «промывали мозги». «Сейчас совсем другая эпоха. Мы готовим детей для будущего!», - напористо заявили нам горе-учи- тельницы. К сожалению, мы ни в чем не сумели их переубедить. ...

Не соглашусь с тем, что наше Отечество, его традиции, его вели¬кая история не переборют этого нашествия бездуховности. Надо сопротивляться. И если литератур¬ные критики всерьез обсуждают проблемы присутствия экскремен¬тов в современной прозе и поэзии, то все это надо ли тащить детям? И какое им дело до андерграунда и продвинутости, до политики и идеологии, до изысканий совре¬менного литературного процесса? Наше дело - работать на материале величайшей, ведущей в мире клас¬сической литературы, использо¬вать ее золотые запасы. Классика - наше надежное оружие. Целомудренные, обучающие чис¬той жизни народные сказки, были¬ны, Ломоносов, Державин, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Гоголь, Тургенев, Достоевский... Нет нико¬го богаче нас! ...

Забота о развитии своего род¬ного языка и укрепление его пози¬ций в мире характерны для многих стран мира. Надо сказать, что рус¬ский язык принадлежит к числу тех немногих, в которых нуждают¬ся миллионы людей во всем мире. ...

В Центральной городской детской библиотеке Липецка тра¬диционно организуются выставки, беседы, праздники о прекрасных традициях «великого и могучего русского языка». В том числе для детей не умеющих читать - к при¬меру, городская акция «Буковка». Когда на деревьях, киосках, домах, остановках транспорта появились красочные буквы, а по улицам города шествовали колонны «живых букв» с шарами, цветами и лозунгами «Читаем всей семьей», «Язык родной, дружи со мной»... ...

В год родного языка в День сла¬вянской письменности провели акцию «Пацаны, разоружайтесь!». Ее целью было: выступить против агрессии, жестокости, против «трупных» фильмов, заполонив¬ших телеэкраны, а также привле¬чение детей к чтению качествен¬ной литературы. В обмен на мили¬таристические игрушки дети полу¬чили хорошие детские книжки - лучшие книги обо всем на свете: сказки, рассказы, повести... По их прочтению состоялся обмен мне¬ния по поводу прочитанного. Немало удивили дети разных наци¬ональностей (а их было 15%) пра¬вильному русскому языку. Каждое слово они произносили с удоволь¬ствием и подчеркнутой оценкой его значения они рассказывали как дома вместе с родителями, бабуш¬ками и дедушками читали (вслух!) полные чудес русские народные сказки, книги русских классиков. А армянка Оганесян Наринэ, подра¬жая кому-то из взрослых рассуди¬тельно произнесла: «Без знания русского языка дальше порога своего дома не пойдешь, заблу¬дишься». Ей вторил грек Денис Паскалов, сообщивший, что рус¬ский язык ему «нравится, потому что он певучий». Любят читать вслух и в семьях Авагян Мариам и Ани, Кахрамановых Ильгам и Кюбра, Ибрагимовых Руслана и Арсена... ...

Надо чтобы молодежь знала своих сверстников-героев, чтобы в их жизнь входили имена геро-ев-подпольщиков Зои Космодемь¬янской, Саши Чекалина, Виктора Талалихина, совершившего таран, Николая Гастелло, направившего свой, уже подбитый самолет в колонну вражеских машин; геро¬ев Афгана, героев космоса и труда. ...

Как-то зашла в читальный зал «Детство» и услышала: «Дети, встаньте, вспомним воинов Александра Невского, которые 767 лет назад в этот день разбили псов- рыцарей на берегу Чудского озера. Будем помнить всегда великого полководца Александра Невского!». Главный библиотекарь Гниломедова Т. М. показала слайды с изображе¬нием строя немецких псов-рыцарей, их «свинью» и строй наших дру¬жин. Рассказала о книжках про спа¬сительный подвиг Александра Невского. По-моему, на всю жизнь запомнятся детям его слова «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Не побоялась Татьяна Михайловна рассказать обо всем этом маленьким детям. Не побоя¬лась, что не поймут. Вообще, это умение вводить детей в общую панораму жизни страны, делать их соучастниками сражения с врагом, боевых и трудовых дел взрослых является великим педагогическим мастерством наших детских библи¬отекарей. Ведь эта педагогика идет изнутри, от души, от понимания, что в каждой семье были фронтовики, труженики тыла разных войн... ...

А в это время в читальном зале «Подросток» шел диспут «Быть пат¬риотом. Что это значит?» Главный библиотекарь Елена Александровна Кривцова вместе с ветераном войны, полковником авиации в отставке Николаем Алексеевичем Зайцевым вели доверительный раз¬говор о том, что они, сегодняшние подростки думают о патриотизме, какую роль в воспитании патриоти¬ческого сознания играет книга. Подростки размышляли о том, что должен сделать человек для про¬цветания своей Отчизны. Были и сомнения, и откровенное равноду¬шие, и «неудобные мысли»: «Под патриотизмом мы понимаем только любовь к Родине?», «Способны ли мы вообще любить?», «Способны ли мы (каждый из нас конкретно) в случае необходимости отдать за нее свою жизнь?». Но умные взрослые не пытались никого «причесывать». Хотели, чтобы молодые люди сами задумались, осознали... Ведь почти все из них признались, что любят свой город. ...

Стараемся не забыть ни одной даты календаря ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ. Так, в День взя¬тия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командо¬ванием Александра Васильевича Суворова провели КВН «Богатыри Земли Русской». Готовясь к состя¬занию команды «Суворовцы» и «Кадеты», изучали исторические энциклопедии, читали художест¬венную литературу, а суворовс¬кое мудрое изречение «Тяжело в ученье, легко в бою» было неод¬нократно подтверждено при выполнении подростками различ¬ных заданий. Демонстрируя домашнее задание, инсценирова¬ли книгу Сергея Алексеева «Рассказы о Суворове», учась, как будущие защитники Родины, про¬должатели традиций А. Суворова воспитывать в себе такие качест¬ва, как умение дружить, держать слово, быть смелыми, мужествен¬ными, благородными, добрыми. Учиться и уметь делать все.
Каждый день, каждый час чело¬век делает выбор. И от этого выбо¬ра зависит его жизнь. Ребенок с детства должен ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться любить Родину, а чтобы любить, надо ее знать. Причем, знать не только даты (а многие молодые люди и их не знают), не только цифры - какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но и подвиги тех, кто стро¬ил Россию, кто защищал ее, кто был носителем духовности, кто создал великую культуру могу¬щественного русского государс-тва. Прорыв в будущее может совершить только человек, обла¬дающий высокой духовно-нравс¬твенной культурой. ...

Вакуум духовности нашего вре¬мени понуждает к поиску источни¬ков духовно-нравственного роста молодого поколения. В 2004 году на базе библиотеки начала рабо¬тать школа духовно-нравственного воспитания «Преображение». ...

На ее занятиях мы показываем книги и другие информационные ресурсы и рассказываем об известных исторических личностях - Дмитрии Донском, Федоре Ушакове, Александре Невском - причисленных к лику святых за жертвенную любовь к Отечеству; о святынях и исторических памят¬никах нашей области; о роли России в судьбах мира; об истории нашего Отечества, его героях, святых, царях, простого народа, в невероятных условиях сохранив¬ших наше государство, нашу веру, культуру, традиции, показавших, как жить достойно. ...

Воспитанию гражданского ста¬новления личности ребенка спо¬собствовал проведенный совместно с детским садом № 91 «Семейный совет: духовно-нравственное вос¬питание дошколят». В работе Совета приняли участие директор православной гимназии о. Макарий, настоятель храма Михаила Архангела протоиерей о. Геннадий (Рязанцев), директор издательства «Социум» А.В. Барляев, представители департа¬мента дошкольного образования, казачества, родительского сооб¬щества. Перед собравшимися роди¬телями и членами совета выступи¬ли с литературно-музыкальной композицией воспитанники право¬славной гимназии. Большой инте¬рес вызвало выступление заведую¬щей ЦГДБ Г.С. Гурьевой об опыте работы библиотеки с дошколятами и родителями по духовно-нравс¬твенному воспитанию и обзор книг и периодики по данной тематике. Особое внимание всех выступаю¬щих было уделено патриотическо¬му воспитанию подрастающего поколения.

В преддверии Дня защитника Отечества проводится традицион¬ная Неделя воинской славы. Около 1000 юных липчан становятся ее участниками. Они знакомятся с книгами, материалами периодики, электронными ресурсами, пред¬ставленными на выставках: «И пусть поколения знают», «Наша Армия родная», «Это нашей исто¬рии строки», «Фронтовые письма» (письма липчан, предоставленные Центром документации новейшей истории Липецкой области). ...

В День информации «Не помер¬кнет летопись побед», на утренни¬ках, часах памяти, уроках мужества библиотекари и читатели рассказы¬вают о книгах по истории Отечества, истории Армии, начиная с былинных времен. Очень интересно, с высоким эмоциональным подъемом проходят обсуждения книг, вирту¬альные обзоры литературы о липчанах - Героях России, о липчанах, чьими именами названы улицы города; громкие чтения и беседы по книгам серий «История России», «Библиотека мужества»; литера¬турно-музыкальные композиции «Навеки девятнадцатилетние, «Великой Победе посвящается». ...

Дошкольники становятся учас¬тниками познавательной игры «Аты-баты, вот какие мы солдаты». Команды моряков и пехотинцев из учащихся 1-4 классов в конкурсе «Защитники России» выполняют различные задания «Солдатской академии». Для них в отделе «Детство» в 2009 г. была организо¬вана выставка книг и... оружия (игрушечного) - копии оружия, которым сражались их прадеды. ...

На встречу к юным читателям приходят военнослужащие', кото¬рые рассказывают о трудной и почетной профессии офицера. ...

Традиционными стали и Дни отца, которые проводятся на базе детских садов. С ребятами из кадет¬ских классов работаем по програм¬ме «Возьму в пример себе героя». ...

В День памяти погибших в радиационных авариях и катастро¬фах на выставках, организованных в библиотеке, библиотекари пред¬ставили не только книжные и газетно-журнальные материалы (начиная с 1986 года), но и CD-диски, а также творческие рабо¬ты детей и подростков - рисунки, сочинения - «Черная быль», «Что такое Чернобыль?», «Хватит горя!», презентацию Антона Лексина «Такой не знала Родина беды», дру¬гие. Для детей из интерната № 2 и читателей библиотеки проведены урок памяти «Незабываемая траге¬дия Чернобыля», беседа-реквием, посвященная печальной дате эко¬логического календаря «ЧАЭС», обзор дисков «На грани невозмож¬ного», «Укрытие. Преобразование. Безопасность». ...

Затаив дыхание, подростки слу¬шали рассказ о печальной дате в истории нашей Родины - об аварии на Чернобыльской атомной стан¬ции, в результате которой из ядер¬ного реактора были выброшены чуждые всему живому различные радионуклиды и ядерное топливо. В ликвидации аварии и ее последс-твиях участвовали сотни тысяч граждан СССР - военные и граждан¬ские специалисты, солдаты и рабо¬чие всех республик страны. И среди них - сотни жителей Липецкой области своей жизнью прикрывали мир от смертельной опасности. 0 судьбе некоторых из них рассказы¬вается в сборнике «Такой не знала Родина беды» (автор-составитель М.Б. Барвинский). Это маленькая энциклопедия, чью судьбу черно¬быльская трагедия разделила на «до» и «после», оставив в ней свою неизгладимую черную метку. Это - книга мужества и духовной силы чернобыльцев, наших земляков, послуживших своей стране, своему народу в безвоенное время, сразив¬шихся с невидимым (а оттого еще более коварным) врагом - радиаци¬ей. Приняв на себя атомный удар и заслонив собой миллионы жизней людей, они не думали, что проявля¬ют героизм. Это была война, где никто не отказывался и считал себя обязанным защищать Родину. ...

Более 60 читателей приняло участие в митинге у памятника чернобыльцам. были рука об руку, вместе и сейчас», - такими словами начал митинг ликвидатор - председатель Липецкой областной организации инвалидов Союза «Чернобыль» России, член Центрального совета, Почетный член Союза «Чернобыль» России, кавалер ордена Мужества, заслуженный металлург РФ Михаил Борисович Барвинский. ...

Ребята прочитали стихи, вместе с другими участниками митинга воз¬ложили цветы. А шесть из них - Лексин Антон, Шумик Анна, Мызникова Татьяна, Буравлева Анна, Китаева Екатерина, Семья Рябухиных - Наталья Маратовна и Артем были награждены грамотами и дипломами Липецкой областной организации инвалидов Союза «Чернобыль» России за победу в творческом кон-курсе «На грани невозможного», посвященном 23-й годовщине чер¬нобыльской трагедии. ...

Искреннее сочувствие, сопере¬живание, уважение, благодарность детей за Подвиг, за любовь к своей стране, к своим друзьям, близким, веру в себя и духовные силы народа, в счастье будущих новых поколений России стали апофеозом митинга. Не властно над подвигом время! ...

«Время выбрало нас» - под таким названием в Год молодежи прошел диспут среди читателей- старшеклассников. Перед его нача¬лом библиотекарь Т.И. Белозерова сделала обзор художественной литературы, любимой многими поколениями и «делавших свою жизнь» с героев этих книг. Николай Островский «Как закалялась сталь», Александр Фадеев «Молодая гвар¬дия», Николай Бирюков «Чайка», Вениамин Каверин «Два капитана», Борис Полевой «Повесть о настоя¬щем человеке»... К сожалению, практически никто из присутству¬ющих этих книг не читал. И зна¬комство с книгами было своеобраз¬ным уроком гражданственности. Подростки с интересом выслушали рассказ о них. Возникли вопросы о том, хорошо ли то, что в стране сей¬час нет мощного и единого на всю страну молодежного движения. Специалист областного центра пат-риотического воспитания, помощ¬ник депутата Областного Совета Максим Колесников уточнил, что сегодня повсюду возникают десят¬ки неожиданных идей, любопытных проектов. Их инициаторы не всез¬нающие взрослые, а сами молодые. Сейчас они друг друга находят, при¬шиваются друг к другу по интере-сам, группируются вокруг не назна¬ченных, не формальных, а настоя¬щих лидеров. Эти молодые люди не зациклены на всякого рода развле¬чениях, тотальном досуге. Ребята активно включились в разговор и привели примеры реальных дел. Кстати, единодушно заметили, что мирового кризиса они не ощутили, и вообще, совершенно справедливо говорят те, кто считает, что никакой кризис не может помешать осущест¬влению молодежной политики. Ведь на время кризиса моло¬дость отменить нельзя. Так что «Год молодежи будет интересным, насыщенным добрыми делами, потому что этого хотим мы. А раз хотим, значим - сделаем! Время выбрало нас! И мы не подве¬дем!». Позже именно эти подростки стали инициато¬рами проведения акций «Спасем Каменный лог!» (уникальный памятник при¬роды XIII века), «Голубые родники» (очистка Больших и Малых Ключей, речки Дшовка, которая дала назва¬нию городу). ...

Вместе с Компанией «Регион центр» с 21 апреля 14 мая 2009 года провели акцию «Дети рисуют Победу» О ней приняли участие дети из регионов: Липецк, Воронеж, Курск, Тамбов, Орел, Белгород. С 27 апреля по 3 мая 2009 года прошло голосование. 4 мая 2009 были определены победители. Их рисунки стали основой для изго¬товления поздравительной открыт¬ки (1000 экземпляров). 9 мая на площади Героев они были вручены ветеранам как поздравление с их Великой Победой. Авторы победив¬ших рисунков получили подарки от спонсоров. А рисунки всех детей стали основой экспозиции в ЦГДБ. В открытии выставки приняли учас¬тие представители департамента дошкольного образования, ветеран войны, заместитель председателя Городского Совета Николай Павлович Щербаков, СМИ. ...

2010 год – год 65-летия Великой Победы. В юбилейных датах есть непостижимая сила. Во всенарод¬ной памяти происходит не только воспоминание о событии, но и укрупнение, подлинное осущест¬вление. ...

Никто и ничто не может заме¬нить встречи с ветеранами войны, ряды которых так безжалостно реде¬ют... Уроки патриотизма, уроки истинного служения Отечества - не высокопарные, не велеречивые, не возвышенно-отвлеченные, но в своей живой образности находящие пути к детским сердцам, чтобы они не закостенели, устояли перед всеми соблазнами века нынешнего - о Полтавской, Сталинградской и Курской битвах, о прорыве Ленинградской блокады и 200- летии обороны Севастополя, о 110- летии со дня рождения великого земляка М. Водопьянова и о многом другом - всегда заканчиваются минутой молчания. Помни! ...

С чего начинается Родина? Может, для многих детей она начнется с этого урока? ...

Нашей героической истории строки... Хочется, чтобы память сердца и души все чаще и чаще воз¬вращала нас к их позна¬нию. Мы стараемся рас¬крыть для детей страницы лучших книг, воссоздаю¬щих широкую панораму тех событий. И надеемся, что усилия не уйдут в песок, а из наших читате¬лей вырастут замечатель¬ные люди, которые всегда будут стоять на страже мира, добра и справедли¬вости.

Гурьева Г.С., заведующая Центральной городской детской библиотекой г. Липецка, заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов России


//Новая библиотека . – 2010 . - № 5. – С. 25 – 31

Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"