Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker «Школа будущего избирателя» : демократии учим с детства

В наше время трудно себе пред¬ставить политическую сферу в жизни общества без предвыбор¬ной агитации. В России она стала неотъемлемым атрибутом изби¬рательных кампаний всех уров¬ней, являясь подчас решающим аргументом в победе того или иного кандидата или партии. Но такой немаловажный вопрос как нужно учить быть избирателем с детства, остается пока недоста¬точно изученным. И в результа¬те мы часто имеем молодежь, не готовую самостоятельно думать, не умеющую делать выбор и быть ответственным за него. Ведь в детстве этих юношей и девушек не научили рассчиты¬вать на свои силы, отстаивать свои права, занимать активную гражданскую позицию. У них не сформировалась система ценностей. Проблема выбора прохо¬дит через всю жизнь человека. И чем раньше он это осознает, чем раньше научится выбирать, тем более полновластным хозяином своей жизни он может стать.

Чтобы помочь ребенку пос¬тичь тайну выборов и научиться быть избирате¬лем, в ЦГДБ г. Липецка в рамках содействия областной целевой программе «Повышение правовой культуры населения в Липецкой области на 2009-2010 годы» раз¬работан план программных мероприятий «Школа будущего избирателя». Он включил в себя работу по правовому просвеще¬нию с детьми, начиная с дошколь¬ного возраста. Часть мероприятий сориентировали на работу с роди¬телями и педагогами. Руковод¬ствуясь интеллектуальными ресурсами наших фондов и эмо¬циональностью массовых меро¬приятий, мы пытаемся сформиро¬вать у читателей гражданское сознание, помогаем детям вырас¬ти с уважением к прошлому, верой в светлое будущее России и жела¬нием это будущее строить на нашей родной земле.

Нельзя сказать, что повышение гражданско-правовой культуры детей в работе нашей библиотеки - новое направление. Скорее, малоизученной и несистемати¬ческой была часть этой работы, а именно по избирательному праву и процессу, по подготовке будущих избирателей. Своеобразным стиму¬лом для систематизации этого важного направления деятельнос¬ти явилось участие в областном конкурсе «Библиотеки Липецкой области и правовое просвещение избирателей».

Начали мы с того, что проана¬лизировали наши информацион¬ные ресурсы. Оказалось, что боль¬шая их часть ориентирована на старших подростков и очень незначительная - для малышей. Для пополнения фонда обрати¬лись в различные государственные и общественные организации, работающие с детьми и молодежью. Значительную поддержку «получили от Комитета по делам молодежи Липецкой области». Липецкой областной молодежный общественной организации «Центр патриотического воспита¬ния», Липецкой областной детско- молодежной общественной орга¬низации «Союз защиты детства», Молодежного парламента Липецка Липецкой области, областной детской газеты «Золотой ключик», городского Совета депутатов, Избирательной комиссии Липецкой области.

В настоящее время фонд биб¬лиотеки насчитывает около 1500 экз. печатных и электронных мате¬риалов по данной тематике.

В картотеках и каталогах выде¬лены специальные рубрики: «Выборы». Имеется информацион¬ное досье «Все о выборах».

    Главным библиографом Л. В. Потаповой составлены библиогра¬фические списки и памятки:
  • «Моя Родина - Россия» (для дошкольников и младших школь¬ников),
  • «Узнай о выборах больше!»» (для старшеклассников),
  • «Как учить правовой культуре будущих избирателей?» (для руко¬водителей детского чтения).
Разработаны методико-библиографические пособия:

1. Тайна выборов, или Для чего надо учиться быть избирате¬лем? / авт. - сост. Г. С. Гурьева. Тираж 500 экземпляров.
    В доступной пониманию детей (чаще всего, в игровой) форме рас¬крываются понятия: выборы, поли-тические выборы, избирательная кампания, другие термины из цикла «Словарь избирателя». Для закрепления этих понятий предла¬гаются сценарии:
  • Беседа-диалог «Зачем нужны политические выборы?»,
  • Библиотечно-правовое состя¬зание «Словарь избирателя»,
  • Викторина «Из истории выбо¬ров»,
  • Тест для умных и догадливых «Мы выбираем, нас выбирают», Кроссворд «Наука выбирать»,
  • Сценка по мотивам отрывка «Власть народу!» из книги Г. Белых, Л. Пантелеева «Республика Шкид» - » Однажды на собра¬нии....»,
  • Комментированное чтение по повести Юрия Сотника » Элексир Купрума Эса» - «Агитируй, но с умом!»,
  • Анкета «Разговорчики о поли¬тике».
2. CD «Школа молодого избира¬теля» / авт.-сост. Н. И. Погорелова.

Пять презентаций в помощь проведения занятий для старшек¬лассников по избирательному праву.
3. Каталог детских творческих работ - участников открытого городского конкурса «Мой выбор» - «Будущему избирателю» / авт.- сост. Г. С. Гурьева. Тираж 1000 экз.
4. Наглядное пособие «Изби¬рательное право и процесс в таб¬лицах» / авт.-сост. Г. С. Гурьева, Н. И. Погорелова.

Шестьдесят четыре таблицы в помощь школьникам, изучающим избирательное право и процесс.
Выставочная работа

Особое внимание уделялось организации выставок, старались оформить их так привлекательно, чтобы читатель обязательно обра¬тил на них внимание.

Выставка-экспресс «Изби¬рательная кампания шаг за шагом», выставка-информация одной ста¬тьи «Сделай свой выбор!», «Выби¬рай!», «Разговорчики о политике: нам важно твое мнение!»; вирту¬альная выставка «Будущему изби¬рателю», выставки «Юным гражда¬нам о выборах», «Ты гражданин, а это значит...», дополнялись детскими творческими работами - рисунками, плакатами, сочине¬ниями по избирательному праву и процессу.

У выставок постоянно проводи¬лись обзоры и беседы. Знакомили наших читателей со статьями, иллюстрациями, схемами, дисками, проводили экскурсии в выставоч¬ном зале детских работ.

На выставке творческих работ «Наш выбор - наше будущее» было представлено более 150 работ читателей Центральной городской детской библиотеки имени М.М. Пришвина, библиотечно-информационного центра № 1 имени И.А. Бунина, детской городской библи¬отеки № 21, учащихся 0У№ 5, 21, 40,44,46,47, 51, 52, 68, школы-интерната № 2, коррекционной школы № 16, детского сада № 48, детской художественной школы № 2. Кроме ЦГДБ, эта выставка демонстрировалась в течение неде¬ли в Noble club (концертном зале областной филармонии).

Всего на выставках демонстри¬ровалось 260 документов (книг, брошюр, статей из периодики, пла¬катов, рисунков, сочинений, наглядных пособий, CD).

Азам демократии учим с раннего детства!

Следуя принципу необходимос¬ти обучения азам демократии с раннего детства, в простой и доступной форме рассказывали малышам: как народ управляет государством, кто принимает законы, как зако¬ны претворяются в жизнь, кто отвечает за их соблюде¬ние. Проводили беседы-диа¬логи о том, чем отличаются политические выборы от всех прочих, зачем они нужны. Что зависит от их результатов? Почему взрос¬лые обязательно должны проголосовать на выборах? Каковы обязанности избира¬тельной комиссии? Закрепляя полученные знания, выбира¬ли правителя Волшебной страны.

На уроках России, знако¬мили детей с государствен¬ной символикой. Беседы по книгам сопровождались демонстрациями красочных иллюстраций герба и флага. При этом использовалась не только печатная продукция, но и мульти¬медиа ресурсы. Исполнение гимна сопровождалось проявлением высших форм уважения к нему - вставанием.

В День флага - непременное участие в городских акциях. Большим спросом пользовалась выставка, посвященная Дню Российского флага. 12 читателей стали участниками финала облас¬тного конкурса, посвященного этому событию, который прохо¬дил в Администрации Липецкой области. 13-летний читатель Алеша Бегичев был награжден грамотой и фотоаппаратом за рисунок «Установление Российского флага на дне Ледовитого океана». В поясни¬тельной записке он написал: «Горжусь нашей российской наукой и считаю, что чем больше будет по всему земному шару наших флагов, тем лучше для нас. Надеюсь, что марсиане, пролета¬ющие над нашей планетой на своей тарелочке, увидят наш флаг даже сквозь льды и воду».

На основе полученных знаний расширяются представления детей о Конституции, символике России. А это, в свою очередь, содействует воспитанию уважения к социаль¬ным нормам и ценностям, отражен¬ным в Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства. Укрепляет националь¬ное и государственное самосозна¬ние.

В День Конституции на вирту¬альном уроке демократии пяти- шестиклассники побывали в Кремле. Используя большую карту с разноцветными значками, узна¬ли много полезной и заниматель¬ной информации о России. А также - как устроена государс¬твенная власть, каковы обязаннос¬ти главы государства. Поработали у доски на виртуальном уроке, отвечая на каверзные вопросы. Знакомились с зодчими, оружей¬никами, литейщиками.., разгады¬вая «загадки Кремля».

Для дошколят из детских садов № 88 и 96, а также для младших школьников МОУ СОШ № 52 и 47 провели уроки права «Первая встреча с законом». Читатели- старшеклассники ознакомились с выставкой книг, периодики, дисков по данной тематике.

Выбираем будущее

Старшеклассники изучали осно¬вы избирательного права и процесса в виртуальной Школе молодого избирателя (руководитель Школы - заведующая сектором информаци¬онной культуры Погорелова Н. И.).

Целями Школы являются:
- повышение правовой культу¬ры будущих избирателей;
- воспитание активной граж¬данской позиции, ответственного отношения к участию в избира¬тельных кампаниях различного уровня.

На ежемесячных занятиях (с сентября-2009 по март-2010) были рассмотрены следующие вопро-сы:
1-2 занятие «История избира¬тельного права»
3 - «Виды выборов, избирае¬мые органы, избирательные комис¬сии»
4 - «Избирательные систе¬мы»
5 - «Политические партии и многопартийность»
6 - «Стадии избирательного процесса».

На занятиях использовались материалы CD-ROM «Будущему избирателю» (электронный ресурс Липецкого областного Центра пат¬риотического воспитания), вклю¬чивший в себя:

    Нормативно-правовые акты:
  • Конституция РФ,
  • Федеральные законы «Об основных гарантиях избиратель¬ных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах президента РФ», «О выбо¬рах депутатов Государственной Думы ФС РФ»,
  • Законы Липецкой области «О выборах депутатов Липецкого областного Совета депутатов», «О выборах депутатов представитель¬ных органов местного самоуправ¬ления в Липецкой области», «О выборах глав муниципальных обра¬зований в Липецкой области»,
  • словарь юридических терми¬нов,
  • деловые игры (проблемные ситуации), направленные на изу¬чение избирательного права и про¬цесса,
  • программу тестирования молодых избирателей,
научно-исследовательскую работу «История избирательного права в России».

Обсуждались проблемы избира¬тельной системы Российской Федерации, вопросы особенностей выборов в городские органы влас¬ти, о правах и обязанностях изби¬рателей.

Беседа со старшими подрост¬ками «Что такое местное само¬управление и почему это касает¬ся лично тебя?» перешло в свое¬образный молодежный форум. Прослушав сообщение доверен¬ного лица кандидата в депутаты городского Совета Косолапова Бориса Георгиевича об истории местного самоуправления в России, старшеклассники пыта¬лись ответить на вопросы: «Какие вопросы решает местное самоуп¬равление? Как каждый из нас может влиять на принятие реше¬ний, касающихся местных про¬блем? Какие функции предусмот¬рены для органов местного само¬управления? Кто может стать депутатом представительного органа, и что можно предпри¬нять, если депутат не оправдал доверие своих избирателей? Кто является руководителем города, и для чего служит администра¬ция города? Кто может прове¬рить, как расходуются средства бюджета, куда и правильно ли тратятся деньги городской казны?».

Одна из встреч «Система мест¬ного самоуправления» была посвя¬щена структуре и функциям мест¬ного самоуправления: Липецкого городского Совета депутатов, главе города Липецка, Администрации города Липецка, Счетной палате города Липецка. А также целям и задачам Молодежного парламента города Липецка, работающего при Липецком городском Совете депу¬татов с 2004 года.

В работе Школы принимали участие представители территори¬альной избирательной комиссии, политических партий, обществен¬ных организаций, СМИ, Админи¬страции города, Городского и Областного Советов депутатов.

Воспитанию гражданского ста¬новления личности ребенка спо¬собствовал День информации «Выбираем будущее», который включил в себя:

- выставки, обзоры у выставок: «Живи настоящим - думай о буду¬щем», «Шпаргалка для будущего избирателя», «Компьютер в помощь избирателям»,

- беседы «Выборы глазами детей», «Всей семьей на выборы»,

- викторина «Из истории выбо¬ров»,

- библиотечно-правовое состя¬зание «Словарь избирателя»,
ситуативно-ролевая игра по книге Я. Корчака «Король Матиуш Первый».

Всего библиотеку в этот день посетило около 250 пользовате¬лей.
В ходе дискуссии «Мы - граж¬дане суверенной России» взрослые - родители и педагоги - осмысли¬вали следующие ситуации:

1. Если ты не пришел на выбо¬ры, то... (не высказал своего мне¬ния, не рассказал о своих пробле¬мах и нуждах, не дал возможности их решить, не высказался за взгля¬ды и идеи, близкие тебе).

2. Люди не вправе критиковать власть, если сами не участвуют в выборах, считая, что один голос ничего не решит.

3. Народ получает ту власть, которую заслуживает. (От его отношения к власти зависят про¬цветание и независимость нашей Родины).

4. Мы можем не касаться власти, но она коснется нас.
(Власть не передается по наследству, мы сами вправе выби¬рать власть и строить свое буду¬щее. В политике побеждает тот, за кого отдают свои голоса избирате¬ли. Однако если мы, электорат, останемся дома, все равно и наша, и общественная жизнь будут зави¬сеть от исхода выборов).

5. Чаще всего критикуют госу¬дарственную власть люди, игнори¬рующие выборы. Для них все поли-тики - «плохие», а сами «избирате¬ли» - всего лишь граждане, от которых очень мало зависит. (Их голоса не будут ничего решать, если не участвовать в голосовании и открыто не выражать свое мне¬ние).
Мы - граждане суверенной России, должны уважать нашу Родину, и уважение это, в первую очередь, должно выражаться на участии в выборах.

В течение трех месяцев прово¬дился открытый городской твор¬ческий конкурса по избирательно¬му праву и процессу «Мой выбор» (автор проекта - заведующая ЦГДБ Г. С. Гурьева). Его цель: актуализация интере¬са молодежи к предстоящим выбо¬рам; повышение правовой культу¬ры избирателей. В конкурсе приняли участие 150 детей 5-16-летнего возраста. Они писали сочинения «Если бы я был депутатом», рисовали плакаты, сочиняли лозунги (слоганы, деви¬зы, четверостишия), иллюстрируя нх рисунками.

Конкурсанты показали, что они умеют самостоятельно думать. Их беспокоит буквально все: эколо¬гия. развитие промышленности, малого бизнеса, медицинское обслуживание, культура, просве¬щение, работа органов юстиции и даже... распределение городского бюджета.

Во всех работах прослежива¬лось, что будущее нашего города и всей страны в целом принадлежит юным гражданам. Они предлагают построить в городе аквапарк, питомники для бездомных живот¬ных, сооружать больше спортив¬ных площадок, культурных учреж¬дений (особенно детских), поста¬вить во дворе скамеечки для бабу¬шек. Конечно, многое из этого кажется наивным и невыполни¬мым, но, как известно, мечтать не вредно, к тому же, если захотеть и приложить максимум усилий, кто знает...

По итогам конкурса при подде¬ржке председателя Липецкого регионального отделения ООО «Деловая Россия» Загорулько Максима Григорьевича и ректора Липецкого института управления, кандидата экономических наук Гуляева Сергея Леонидовича издан красочный буклет-альбом с твор¬ческими работами участников кон¬курса, который может использо¬ваться в дальнейшем как нагляд¬ное пособие в повышении культу¬ры избирателей.

Праздник подведения итогов конкурса «Мой выбор» прово¬дился в Noble club. Участники торжества смогли познакомиться с творческими работами на выставке «Выбираем будущее» и из слайдшоу «Сегодня рисуем - завтра голосуем». Конкурсанты эмоционально рассказали о своих идеях представителям городской власти.

Участников конкурса пришли поздравить председатель замести¬тель председателя Городского Совета депутатов Федор Алексеевич Жигаров, директор Центра¬лизованной библиотечной систе¬мы, кандидат в депутаты ГЪродского Совета депутатов Якимович Виктория Викторовна, председа¬тель Молодежного парламента
Сундеев Алексей Евгеньевич, пред¬ставители городских департамен¬тов. Они поблагодарили юных липчан за социальную активность, за неравнодушие и поделились своими планами на будущее.

Ансамбль народного творчества «Журавушка» Дома творчества «Городской» имени С.А. Шмакова и учащиеся Детской музыкальной школы № 5 порадовали музыкаль¬ными подарками. Для всех детей был организован сладкий стол.

Участвуют наши читатели и в областных творческих конкурсах «Избирательное право глазами детей». Награждает детей и руко¬водителя ЦГДБ председатель областной избирательной комис¬сии в Администрации области.

Не будьте равнодушными!

Для обучения подрастающего поколения (в том числе учащих¬ся муниципального специально¬го (коррекционного) учреждения для воспитанников с отклонени¬ями в развитии, специальной (коррекционной) общеобразова¬тельной школой № 16 (VII вида) г. Липецка) умению выбирать и отстаивать свой выбор специа-листы ЦГДБ старались использо¬вать нестандартные, привлека¬тельные и доступные формы работы.

Среди читателей-старшеклас¬сников проведено анкетирование «Мы выбираем, нас выбирают». В нем приняло участие 58 детей. 96,5% респондентов знают пра¬вильный ответ на вопрос «С како¬го возраста в нашей стране можно принимать участие в выборах?»

8,6% считают, что можно не ходить на выборы;

18,9% не верят, что его учас¬тие может что-то изменить в выборах.

Среди главных качеств человека, за которого голосуешь названы: честность, доброту, ответс¬твенность. А также он должен обладать качествами настоящего лидера, организаторскими способ¬ностями; быть справедливым, гра¬натным, отзывчивым, выдержанным, сильным, общительным, человечным, заботливым, щедрым, умел выражать мысли, мудрым, работоспособным, оптимистом, толерантным, эрудированным,

На вопрос «Если бы ты был пре¬зидентом, то...» подростки отве¬тили, что они обратили бы внима¬ние на пожилых людей, увеличили пенсии, уменьшили стоимость лекарств, прекратили сокращение армии, сократили чиновничий аппарат, у всех была бы работа, снизили цены на квартиры.

20,6% не хотели бы, чтобы президентом нашей страны стала женщина.

Народным избранником счи¬тают депутата 13,7% респонден¬тов, 48,2% воспринимают его как власть.

Когда старшеклассники видят депутата на экране телевизора, то у них возникают самые разные мысли в зависимости от того, как он себя ведет и что говорит. 8,6% не верят депутатам и переключа¬ют телевизор на другой канал.

12,1% считают, что депутатам нужны льготы, 41,3% отрицатель¬ных ответов.

26 наших читателей не хотят быть депутатами, 10 ответили «да», 31- «возможно».

И все же, большая часть детей считает, что «не надо стоять в стороне от жизни, так как каж¬дое бездействие человека может оказать печальное воздействие на его будущее». И правильно гласит народная мудрость: «Если вы не хотите заниматься полити¬кой, она займется вами».

Результаты анкетирования были прокомментированы членом участковой избирательной комис¬сии Г.С. Гурьевой. А также она озвучила мнение старшеклассника, высказанное на семейном вечере общения в МОУ СОШ № 15 «Победу в каждый дом»: «Войны могло бы не быть. Нацистской Германии могло бы не быть. Если бы люди не были равнодушны. Гитлер победил на выборах перевесом всего лишь в один голос. Один голос решил судьбу страны, судьбу мира».

Познакомила слушателей с особенностями российской изби¬рательной системы, механизмом выборов на государственном и местном уровнях.

За время проведения конкур¬са было подготовлено и прозву¬чало в СМИ - 8 материалов.

Работа ЦГДБ в период конкур¬са позволила сделать вывод, что мы на правильном пути: повыше¬ние гражданско-правовой куль¬туры детей должно занимать важное место в работе детской библиотеки. Это продиктовано не только проблемами и уровнем правовой культуры взрослого населения, которому в детстве не дали необходимой информации, необходимых знаний, но и необ¬ходимостью решения проблем защиты детей (и взрослых), а также заботой о перспективах становления правового государс¬тва, демократии, гражданского общества в России.

Проводимые в детской библи¬отеке мероприятия по повыше¬нию правовой культуры ценны тем, что они носят неформаль¬ный, яркий запоминающий харак¬тер, и не только готовят будущих сознательных избирателей, но и положительно влияют на привле¬чение к выборам родителей, бабушек и дедушек.

А это значит, что и в дальнейшем работа ЦГДБ им. М.М. Пришвина г. Липецка будет направлена на активное форми¬рование правовых знаний под¬растающего поколения.

Гурьева Г. С., заслуженный работник культуры России, заведующая Центральной городской детской библиотекой МУ «ЦБС» г. Липецка


// Новая библиотека. – 2010. - № 5. – С. 28 – 35

Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"