Портал липецких муниципальных публичных библиотек

Централизованная
Библиотечная
Система
г. Липецк
Логотип ЦБС Липецка
marker Молодые – о проблемах молодых

Год Молодежи в нашей стране уже завершился. Но это не означает, что работа с молодежью уже не актуальна. Наоборот, то, что начато позитивного в этом направлении в 2009 году, необходимо продолжать, чтобы добиться желаемых результатов в молодежной сфере. Тем более, что проблемы и семьи, и молодежи и проблемы воспитания, с которыми сталкивается ежедневно учитель, чьей профессии посвящен текущий год, тесно друг с другом взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому мы считаем актуальным продолжение данной темы.


Человек рождается, делает свои первые шаги, вступает в пору юности, окончательно взрослеет, а потом неизбежно стареет. На каком-то из этапов своей зрелости он начинает все чаще вспоминать беззаботные детские годы и пору молодости. Почти у всех людей эти воспоминания самые дорогие и светлые, в старости они поддерживают в человеке жизнь, дают силы и являются драгоценным опытом. Но бывает, что воспоминания эти не такие радужные и приятные, какими должны быть, а омрачены чем-то тяжелым, грустным, может быть даже страшным и трагичным. Это значит, что в молодости было много ошибок, много дров было наломано, много сил растрачено впустую. Как тут не вспомнить ставшую уже банальной, но такую меткую фразу: если бы молодость знала, если бы старость могла.


Молодому возрасту свойствены категоричность в суждениях и оценках, нетерпение, неумение и нежелание делиться своими мыслями. Энергия молодости похожа на порывистый ветер, который в ненастную погоду срывает листья с деревьев, ломает сучья и сбивает прохожих с ног. Поэтому очень важно, чтобы на этом этапе жизненного пути рядом с молодым человеком был взрослый, который бы сумел направить эту энергию в нужное русло, смог бы понять и поддержать юношу, был знаком с его интересами и проблемами. В современных условиях, когда родителям не хватает порой времени или желания обсудить с сыном или дочерью-подростком их проблемы, когда государство нередко забывает думать о молодых, такую роль вполне может взять на себя библиотекарь.


Не так давно мы решили провести с учащимися старших классов одной из школ нашего района урок-размышление «Большие и маленькие проблемы поколения NEXT». Мне, как молодому специалисту и просто человеку, принадлежащему к молодежной возрастной группе, было интересно поработать с этой темой, узнать, что думают по этому поводу другие юноши и девушки. Мы не ставили целью найти ответы на все наши вопросы – мы просто рассуждали: что осложняет жизнь российской молодежи, какие явления нас не устраивают, что хотелось бы изменить, попытались найти истоки негативных явлений в молодежной среде, назвали возможные пути решения некоторых проблем. Я, как ведущая, лишь направляла разговор, но строили его сами ребята. Не на каждом мероприятии увидишь такие заинтересованные, оживленные лица, какие были у них во время этой встречи. Подростки понимали, что каждая названная проблема касается либо их самих, либо их близких друзей или знакомых, поэтому наша беседа не оставила их равнодушными. Да и сами преподаватели активно включались в разговор, чтобы высказать свою точку зрения. Слово предоставлялось каждому желающему.


А проблем оказалось так много, что времени не хватило даже назвать их все. На первый план, конечно, вышли «вредные привычки» - алкоголизм, курение и наркомания. Ребята не молчали, а активно высказывали свое мнение. Нашлись и такие, кто считает пиво полезным напитком, а амфетамины не воспринимает как наркотические вещества. Пришлось привести фактические данные и статистику в доказательство обратного.
Бедная и богатая молодежь – это тоже относительно новая для нашей страны проблема, о которой вспомнили школьники. Демократические преобразования привели к резкому расслоению общества, и молодежь России оказалась в несопоставимых стартовых условиях. Возможности одних сильно уступают возможностям других. Ребята сами привели подобные примеры: чьи-то дети учатся в престижных заграничных колледжах, а чьи-то могут рассчитывать только на профессиональное училище. После просмотра видеосюжета о жизни «золотой» молодежи и молодых людей, проживающих в деревне и на селе, школьникам был задан вопрос: хотели бы они быть на месте «золотой» молодежи? Радует, что многие ответили отрицательно. Это значит, что культ потребления, вещизма и гламура еще не занял прочных позиций в их умах.


Учащимся 10-11 классов, с которыми мы обсуждали непростые проблемы их возраста, скоро предстоит прощание со школьными стенами, со ставшими родными учителями. Перед ними встанет новая задача: что делать дальше? куда пойти учиться? Уже сегодня они и их родители ломают головы над этими вопросами. У самих завтрашних абитуриентов настрой совершенно разный. Одни оптимистично смотрят в будущее, другие – прячут взгляд и грустно опускают голову. На вопрос, знают ли они уже, куда будут поступать, одни отвечают, что вуз уже выбран и все будет хорошо, другие неопределенно пожимают плечами либо говорят, что на институт у родителей нет средств. Только что однородный, сплоченный класс на глазах разделяется на два лагеря. Образование – это сегодня тоже проблема, и у нее несколько сторон. Мы с учащимися назвали следующие: качество российского образования, доступность высшего образования, эффективность ЕГЭ, взяточничество преподавателей.


Попутно в разговоре всплыла проблема трудоустройства. К сожалению, наличие образования не гарантирует ни наличия знаний, ни возможности иметь работу по специальности. Для молодого специалиста, не имеющего опыта, поиск работы становится настоящим мучением. А если он проживает в маленьком городе, то его шансы уменьшаются в несколько раз. С этим еще не столкнулись старшеклассники, но они уже знают на примере своих старших братьев и сестер, как непросто найти свое место в жизни.


Работа – это неотъемлемая и очень важная составляющая жизни любого человека. От ее наличия или отсутствия, от того, как ее оплачивают, зависит материальное положение человека и его моральное самоощущение. Другими словами, качество жизни. Сегодня многие молодые люди рано создают семьи, но малый процент из них может рассчитывать на собственное жилье. Ютясь в съемных квартирах, работая на еду и квартплату, они все чаще откладывают вопрос о потомстве в долгий ящик, многие совсем не хотят детей, предпочитая жить «для себя». Все эти проблемы, тесно связанные между собой, вытекающие одна из другой, не остались без внимания молодежной аудитории на нашей встрече.


Вообще, каждая тема оказывалась настолько насущной и актуальной, что вызывала у ребят массу реплик, дополнений, откликов, мнений. Спорным для них стал вопрос о влиянии компьютерных игр на психику подростка, о массовом увлечении Интернетом и виртуальным миром. Были названы и плюсы, и минусы информационного общества. Для большого количества молодых людей компьютер стал основной формой досуга. Масса возможностей, которые он предоставляет, привлекает уже и старшее поколение, что уж говорить о молодежи. Несмотря на повальное увлечение этим чудом техники и все негативные последствия, которые оно несет, гораздо опаснее для самой молодежи и общества, как заметили учащиеся, несут другие способы организовывать свободное время. Отсутствие денег лишает большинство молодых людей содержательного досуга, ведь в настоящее время почти все услуги платные. Именно этим объясняется тот факт, что сегодня 70% молодежи довольствуются социально-пассивными формами досуга: встречами со сверстниками на улице, просмотром телепередач, прослушиванием музыки. Для многих именно улица становится родным домом. «От нечего делать» подростки совершают хулиганские выходки, употребляют наркотики и алкоголь. Молодежь собирается в группы по интересам, образуя неформальные объединения.


После просмотра сюжета о различных молодежных группах, относящихся к какой-либо из субкультур, среди ребят завязался спор о роли таких объединений в обществе. Нашлись и сторонники, и противники неформалов. Например, две старшеклассницы встали на защиту эмо, доказывая всем, что их друзья, приверженцы этой субкультуры, - очень милые и хорошие люди, которые никому ничего плохого не делают. Между тем, манера речи, внешний образ, одежда этих девочек красноречиво свидетельствовали о том, что и сами они переняли привычки и принципы своих «неформальных» друзей. Может быть, поэтому им не очень удалось убедить в своей правоте одноклассников, приводивших серьезные аргументы против неформальных групп. Вместе с ребятами мы пришли к выводу, что участие в жизни неформального объединения – это нормальный выбор подростка, который пытается обособиться, стать самостоятельным. Однако, пытаясь уйти от несвободы семьи и школы, молодой человек попадает в зависимость от группы, которая может навязать далеко не высоконравственные идеалы новому члену «тусовки».


Помимо всех описанных проблем старшеклассники называли и многие другие, а какие-то им предлагалось обсудить: проблема отцов и детей, высокий уровень преступности среди молодежи, высокая смертность, проституция, подростковые роды, жестокость в молодежной среде, негативное, растлевающее влияние СМИ на молодую аудиторию и многое-многое другое. Из-за масштабности темы не удалось обсудить многое, но основные выводы все же были сделаны.


Россия переживает сегодня не только экономический, но и нравственный, духовный кризис. Он отразился на всей общественной жизни, но больнее всего ударил по молодежи. Общество, сделавшее материальное благополучие и обогащение смыслом своего существования, сформировало соответствующую культуру и жизненные потребности молодых людей. В этих условиях рождаются многочисленные молодежные проблемы. Необходимым условием реабилитации молодого поколения является сотрудничество с молодежью государственных и общественных институтов на основе взаимопонимания, поддержки и выполнения общих целей и задач, нравственное возрождение нации.


Но несмотря на обилие проблем и сложностей в решении вопросов, касающихся нашей молодежи, есть и позитивные стороны. Наша страна, богатая природными ресурсами, богата и талантливыми людьми. В России очень много умных, одаренных, образованных, мыслящих и целеустремленных молодых граждан, думающих о родной стране и своей роли в ее возрождении и процветании. Пока такая молодежь есть, не все потеряно, и у государства есть будущее.


Встреча со старшеклассниками не прошла даром. Они получили пищу для размышлений, увидели себя и свое поколение с разных сторон, задумались о своей жизни и жизни своих сверстников. Даже те, кто был настроен пессимистично и с сомнениями говорил об улучшении положения молодежи в России, даже они нашли положительные моменты. И главное – поняли, что они не одни, есть другие люди, готовые говорить с ними и о них. Сегодня это был библиотекарь, завтра будет учитель, а послезавтра, возможно, государство в лице крупного чиновника, который не только поговорит о проблеме, но и сможет ее решить. Как говорил Николай Васильевич Гоголь, «молодость счастлива тем, что у нее есть будущее».




Сергеева Юлия Вячеславовна,
библиотекарь библиотечно-информационного центра № 6
МУ « ЦБС» г. Липецка

// Новая библиотека.- 2010. - №13. - С. 23 - 27
Липецкий рейтинг: Посетителей всего, посетителей сегодня HotLog
© 2008-2012, МУ "ЦБС г. Липецка"